Авансовые платежи за НВОС в 2021 году: порядок расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, сроки внесения авансовых платежей, как и куда платить, как правильно рассчитать величину

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Если в процессе работы организации или предпринимателя образуются вредные выбросы, сбросы и отходы, нужно платить за это Росприроднадзору. Расскажем, кого это касается и как рассчитать платежи.

  • Кто и за что платит
  • Как поставить на учёт объект НВОС
  • Когда и как платить
  • Как рассчитать платежи за НВОС
    • За квартал
    • За год
  • Когда и как отчитываться
  • Что будет, если не заплатить или не отчитаться
  • Как отразить плату за НВОС в учёте

Кто и за что платит

За негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) платят организации и ИП, деятельность которых вредит природе:

  • выбросами в воздух от стационарных источников;
  • сбросами в водные объекты;
  • размещением отходов производства и потребления.

Но не всегда за эти три вида НВОС нужно платить. Источник (объект) загрязнения должен соответствовать критериям из Постановления Правительства РФ № 2398 от 31 декабря 2020 г. В них учтено, какой ущерб наносит природе отрасль или производство, степень токсичности загрязняющих веществ в выбросах и сбросах, классы опасности отходов и многое другое.

Всего есть четыре категории объектов НВОС. Они поделены по уровню негативного воздействия:

  • I — Значительное. Это крупные предприятия по производству электроэнергии, химических веществ, по добыче нефти и газа, канализационные очистные сооружения и др. Перечень таких объектов приведён в приложении к Приказу Минприроды № 154 от 18 апреля 2018 г.
  • II — Умеренное. Это объекты по производству чугуна и стали, мяса и других пищевых продуктов, по металлообработке, по эксплуатации ядерных установок, газовые и нефтяные трубопроводы и др.
  • III — Незначительное. Объекты, не включенные в I, II и IV категории.
  • IV — Минимальное. Объекты, отвечающие нескольким условиям: объём выбросов не больше 10 тонн в год и в них нет веществ I и II классов опасности, вода используется только для бытовых нужд и сбрасывается в централизованные системы водоотведения, нет сбросов в окружающую среду.

Организации и ИП, у которых образуются только твёрдые коммунальные отходы (бытовой мусор), не платят за негативное воздействие. Объектов НВОС у них нет. Это офисы, школы, детские сады, административные здания и т. д.

Если на предприятии только объекты IV категории, платить не нужно, но они должны быть зарегистрированы в Росприроднадзоре. Если же кроме IV категории есть и другие, платят за все объекты, включая IV.

Как поставить на учёт объект НВОС

Если на предприятии есть источники загрязнения природы, их вносят в реестры Росприроднадзора не позднее шести месяцев с начала эксплуатации. Для этого подают заявку одним из способов:

  • в электронном виде — через личный кабинет природопользователя в разделе «Поставить объект на учёт» или через сайт госуслуг;
  • на бумаге — лично в территориальный Росприроднадзор или почтой с описью вложения и уведомлением о получении.

Ставить на учёт и платить за объекты НВОС нужно тем, кто непосредственно ими пользуется. То есть по арендованным объектам заявку в Росприроднадзор подаёт арендатор.

При подаче заявки:

  • определите категорию объекта НВОС по критериям, утверждённым Постановлением Правительства РФ № 2398 от 31 декабря 2020 г.
  • установите, к какому уровню экологического надзора относится источник загрязнений — федеральному или региональному — по критериям, утверждённым Постановлением Правительства РФ № 903 от 28 августа 2015 г.

Не страшно, если ошибётесь и выберете не ту категорию — в документах Росприроднадзор всё равно укажет правильную. В течение 10 календарных дней с подачи заявки вы получите свидетельство о постановке на учёт с кодом и категорией объекта.

От присвоенной категории зависят расчёт платы, состав экологической отчётности, получение разрешений и другие обязанности, например:

  • на предприятиях с объектами I, II и III категорий нужно организовать и вести производственный экологический контроль (ПЭК) и ежегодно отчитываться в Росприроднадзор о его результатах, рассчитать предельно допустимые выбросы для стационарных источников;
  • с объектами I категории — получить комплексное экологическое разрешение (КЭР), оснастить каждый объект НВОС системой автоматического контроля уровня выбросов и сбросов;
  • с объектами II категории — разработать нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов для стационарного источника НВОС;
  • с объектами I и II категорий — разработать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (если они образуются и их используют в деятельности).

Когда и как платить

Плату за НВОС перечисляют:

  • по итогам 1, 2 и 3 кварталов — авансовые платежи;
  • по итогам календарного года — разницу между начисленной годовой суммой и уплаченными в течение года авансами.

Исключение — субъекты малого и среднего предпринимательства из реестра МСП: они платят только раз в год.

Также авансы не перечисляют организации и ИП, которые зарегистрировались в текущем году. Они начинают вносить квартальные платежи со следующего отчётного периода. Например, компанию зарегистрировали в июне 2021 года. Если она не подпадает под критерии малого и среднего бизнеса, впервые заплатить аванс за НВОС нужно за 1 квартал 2022 г.

Сроки внесения платы за НВОС:

  • авансовый платёж — не позднее 20-го числа месяца, следующего за 1, 2 и 3 кварталом, то есть 20 апреля, 20 июля и 20 октября;
  • годовой платёж — не позднее 1 марта года, следующего за отчётным.

Если на предприятии есть разные виды НВОС — выбросы в атмосферу, сбросы в водные источники, размещение отходов — плату за них оформляют отдельными платежными поручениями. Коды бюджетной классификации (КБК) у них разные. Если объекты НВОС находятся в разных муниципальных образованиях, плату вносят в бюджет каждого из них.

Платежи перечисляют по реквизитам территориального органа Росприроднадзора:

  • за выбросы и сбросы — по месту расположения стационарного источника;
  • за размещение отходов — по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Читайте также:
Паспорт вентиляционной системы: порядок паспортизации систем, образец заполнения паспорта, скачать форму, срок действия паспорта вентиляционной установки

Реквизиты для оплаты можно посмотреть на сайте Росприроднадзора, выбрав нужный регион.

Как рассчитать платежи за НВОС

Для расчёта платы понадобятся разработанные организацией нормативы допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов или временные разрешения.

По объектам III категории нормативами считаются количество выбросов (сбросов), указанные в отчёте о результатах ПЭК. Исключение — выбросы и сбросы радиоактивных, высокотоксичных и других опасных веществ.

За квартал

Квартальные авансовые платежи за НВОС рассчитывают одним из трёх способов.

  1. 1/4 платы за НВОС из декларации за прошлый год.
  2. 1/4 платы, которую посчитали исходя из объёмов или массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах нормативов, лимитов или временных разрешений.
  3. Платёжную базу берут из данных производственного экоконтроля за предыдущий квартал. Умножают её на соответствующие ставки платы с учётом коэффициентов из п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. Минприроды уточнило, что объём или массу загрязняющих веществ нужно брать из квартала, за который рассчитывают платёж. То есть при расчёте аванса за 1 квартал нужно брать данные 1 квартала текущего года (Письмо № 19-50/5106-ОГ от 24 апреля 2020 г.).

Выбранный способ расчёта авансов указывают в декларации о плате за НВОС в разделе «Информация об авансовых платежах, подлежащих внесению в бюджет» по каждому объекту негативного воздействия.

Формулы для расчёта авансовых платежей по выбросам, сбросам и размещению отходов приведены в п. 34 Постановления Правительства РФ № 255 от 3 марта 2017 г.

За год

Чтобы рассчитать годовую плату за НВОС:

  1. Определите платёжную базу за календарный год — фактические объёмы выбросов, сбросов и размещённых отходов по каждому отдельному загрязняющему веществу. Цифры берите из данных производственного экологического контроля.
  2. Если у вас есть разработанные нормативы выбросов и сбросов, лимиты на размещение отходов, сравните их с фактическими данными. К сверхлимитной части платёжной базы применяются повышающие коэффициенты. Если нормативов, лимитов и разрешений нет, все загрязняющие вещества считаются сверхлимитными и вся плата будет с повышающим коэффициентом.
  3. Умножьте платёжную базу на соответствующие ставки из Постановления Правительства РФ № 913 от 13 сентября 2016 г. и на коэффициенты. За 2021 год применяют ставки платы за НВОС, установленные на 2018 год с дополнительным коэффициентом 1,08.
  4. Умножьте на коэффициенты из п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г.
  5. Если в течение года вы перечисляли авансы, вычтите их из рассчитанной годовой суммы.

Для отдельных случаев расчёта годового платежа по разным загрязняющим веществам используют формулы из п. 11.1 – 21.1 Постановления Правительства № 255 от 03 марта 2017 г.

Когда и как отчитываться

С 2021 года декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду сдают по новой форме, утв. приказом Минприроды России № 1043 от 10 декабря 2020 г. К отчёту прикладывают журнал движения отходов и копии договоров на их размещение.

Сдают декларацию раз в год, не позднее 10 марта года, следующего за отчётным. То есть за 2021 год нужно отчитаться до 10.03.2022 включительно. Декларацию подают в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Сдать отчёт на бумаге можно, если плата за прошлый год была 25 тыс. руб. или меньше. Но к бумажному отчёту нужно приложить его электронную копию на USB – флешке. Файл можно сформировать в любом подходящем электронном сервисе, например, в личном кабинете природопользователя. Сдают декларацию в территориальный Росприроднадзор по месту нахождения объекта НВОС.

Что будет, если не заплатить или не отчитаться

За неуплату или просрочку платы за НВОС Росприроднадзор наказывает штрафами:

  • организации — от 50 000 до 100 000 руб.;
  • ИП и должностные лица организаций — от 3 000 до 6000 руб.

Также за неполную уплату или просрочку платы за НВОС начисляются пени, начиная со следующего дня после установленного для уплаты срока:

  • по ежеквартальным авансам — с 21-го числа месяца, следующего за 1, 2 или 3 кварталом;
  • по годовому платежу — со 2 марта года, следующего за отчётным.

За каждый календарный день просрочки пени считают исходя из 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день их уплаты. Но пени не могут превышать 0,2 % просроченной суммы за каждый день просрочки (п. 7 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ). Начисление прекращается в день погашения задолженности.

За несдачу или пропуск сроков отчётности по экологии отдельной ответственности не предусмотрено. Но если вовремя не отчитаться, Росприроднадзор может расценить это как cокрытие или искажение экологической информации и выписать штраф по ст. 8.5 КоАП РФ:

  • для организаций — 20000 – 80000 руб.;
  • для ИП и должностных лиц — 3000 – 6000 руб.

Организациям и ИП из реестра МСП штрафы за нарушение сроков отчётности и уплаты могут заменить предупреждением, если они совершили нарушение впервые, нет материального ущерба и угрозы окружающей среде.

Как отразить плату за НВОС в учёте

Есть два варианта начисления платы за НВОС:

  1. По кредиту 68 «Расчёты по налогам и сборам», открыв отдельный субсчёт.
  2. По кредиту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

Выбранный способ нужно прописать в учётной политике для целей бухучёта. Счёт по дебету зависит от того, где используют объект НВОС и как рассчитана плата: в пределах норм или сверх лимитов.

Плату в пределах норм отражают:

  1. Дт 20 — в основном производстве;
  2. Дт 23 — во вспомогательном производстве;
  3. Дт 25 «Общепроизводственные расходы» или **Дт 26** «Общехозяйственные расходы» — в текущей деятельности;
  4. Дт 44 «Расходы на продажу» — в торговой деятельности.
Читайте также:
Опасный производственный объект (ОПО): что это такое, порядок определения ОПО, признаки эксплуатации и порядок охраны ОПО, требования промышленной безопасности

Плату сверх допустимых норм отражают по дебету 91.2 «Прочие расходы».

На ОСНО и на УСН с объектом «Доходы минус расходы» плату за негативное воздействие можно учесть в материальных расходах. Но только в пределах установленных нормативов допустимых выбросов (сбросов) и лимитов размещения отходов. Суммы превышений в расходы не включают. Если лимиты на размещение отходов не разработаны, вся сумма платы за НВОС по отходам будет сверхнормативной и в расходы не войдёт.

Авансовые платежи за НВОС в 2021 году: порядок расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, сроки внесения авансовых платежей, как и куда платить, как правильно рассчитать величину

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Информация Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12 февраля 2021 г. “О плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 отчётный год”

Минприроды России напоминает, что 1 марта 2021 года истекает срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 отчётный год. 10 марта 2021 года истекает срок подачи декларации о плате.

Контроль за правильностью исчисления платы, проверка деклараций о плате, осуществляется Росприроднадзором и его территориальными органами.

Уплата платежей производится по реквизитам территориальных органов Росприроднадзора, на территории которых расположены объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, плательщика.

Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (далее – Закон N 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Платёжной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчётного периода является объём или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объём или масса размещённых в отчётном периоде отходов производства и потребления. Платёжная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.

При определении платёжной базы учитываются объём и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешённых выбросов (лимитов на выбросы), временно разрешённых сбросов (лимитов на сбросы), превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

Также при расчёте платы необходимо использовать сведения разрешительной документации хозяйствующего субъекта:

по объектам I категории – из комплексного экологического разрешения;

по объектам II категории – из декларации о воздействии на окружающую среду;

по объектам III категории – из отчёта о результатах производственного экологического контроля.

Необходимо обращать внимание, что если по объекту I категории не получено комплексное экологическое разрешение или по объекту II категории не сдана декларация о воздействии на окружающую среду, то хозяйствующий субъект вправе руководствоваться действующими нормативами и лимитами из разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, документами об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Старые разрешения и документы, полученные до 01.01.2019, можно применять пока не истекут сроки их действия либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду. Для объектов I категории также возможно получить новые или переоформить старые разрешения и документы. Таким разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения. Данные нормы установлены статьёй 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Также следует учитывать, что сроки действия разрешений и лимитов на выброс или сброс загрязняющих веществ в отношении объектов I категории, истекающие с 15.03.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 31.12.2021 продлены на 12 месяцев (постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440).

Размер платы, подлежащей внесению в бюджет, определяется в соответствии с Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 “Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду” (далее – Правила).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2019 N 1624 в Правила внесены изменения, касающиеся разграничения расходов на реализацию мероприятий по обеспечению полезного использования попутного нефтяного газа и расходов на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при корректировке размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1250 внесены изменения в пункт 34 Правил, определяющие формулы для исчисления авансовых платежей.

Ставки платы на 2020 год утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации от 24.01.2020 N 39 “О применении в 2020 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду” и от 29.06.2018 N 758 “О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”.

Следует обращать внимание, что за отчётный период 2020 года к ставкам платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, за размещение отходов (за исключением ставки платы за размещение твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные)), установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 на 2018 год, применяется дополнительный коэффициент 1,08.

Читайте также:
Технологический журнал учета отходов класса "Б": образец заполнения, порядок ведения для медицинских отходов организации, скачать бесплатно форму журнала инструктажа по учету и утилизации медотходов

Коэффициенты, применяемые при исчислении платы за 2020 отчётный год, указаны в пунктах 3, 5, 6 и 6.1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Исключение составляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, имеющие соответствующее свидетельство о постановке на государственный учёт как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в качестве объекта IV категории.

Таким образом, исходя из указанной нормы Закона N 7-ФЗ лицам, осуществляющим деятельность одновременно на объектах I и (или) II и (или) III и IV категории, необходимо вносить плату по всем эксплуатируемым объектам, включая объекты IV категории. При определении платёжной базы в таком случае целесообразно пользоваться разъяснениями по вопросам исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 отчётный год, размещёнными на официальном сайте Минприроды России в сети “Интернет” http://www.mnr.gov.ru, а также разъяснениями Минприроды России от 03.02.2020 N 19-47/2482.

Разъяснениями по вопросам исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 отчётный год также целесообразно руководствоваться в случае определения платёжной базы по объектам, не подлежащим постановке на учёт в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в отношении отходов, не относящихся к твёрдым коммунальным отходам.

За размещение отходов в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ и пунктами 4, 5 статьи 23 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” платят:

в отношении отходов производства – юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы (за исключением твёрдых коммунальных отходов);

в отношении отходов твёрдых коммунальных отходов – региональные операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

С 15.01.2021 плательщики подают декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду по порядку и по форме, установленным приказом Минприроды России от 10.12.2020 N 1043.

Декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети “Интернет”, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью и сформированного путем использования электронных сервисов через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (“Личный кабинет природопользователя”). При представлении декларации о плате в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, представление ее на бумажном носителе не требуется.

При годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 тысяч рублей лица, обязанные вносить плату, вправе представлять декларацию о плате на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии, сформированной путем использования электронных сервисов через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (“Личный кабинет природопользователя”).

Особенности исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 N 1148.

За невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду и непредставление декларации о плате предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьями 8.41 и 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечёт за собой уплату пеней”.

Обзор документа

Минприроды напоминает, что 1 марта 2021 г. истекает срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 отчетный год, а 10 марта – срок подачи декларации о плате.

Разъяснено, кто должен отчитываться, каким способом, а также как определяется плата.

Приложение 1. Опасные производственные объекты

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 170-ФЗ в приложение внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2016 г.

Опасные производственные объекты

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2008 г., 4 марта 2013 г., 2 июня 2016 г.

ГАРАНТ:

См. письмо Госстроя России от 6 июня 2013 г. N 5061-ДБ/12/ГС о разъяснении нормативно-правовых и нормативно-технических документов в области проектирования особо опасных производственных объектов

К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов:

а) воспламеняющиеся вещества – газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

б) окисляющие вещества – вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

в) горючие вещества – жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

г) взрывчатые вещества – вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

д) токсичные вещества – вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;

Читайте также:
Что такое ТКО: расшифровка понятия "твердые коммунальные отходы", какие отходы входят в ТКО, полный перечень и определение, порядок сбора, захоронения и утилизации, состав образующихся ТКО, вывоз мусора

средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;

средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;

е) высокотоксичные вещества – вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;

средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;

средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;

ж) вещества, представляющие опасность для окружающей среды, – вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:

средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;

средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;

средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр;

2) используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:

а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);

б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;

в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля;

3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры;

4) получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;

5) ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых;

6) осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.

К опасным производственным объектам не относятся:

объекты электросетевого хозяйства;

работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 мегапаскаля включительно сети газораспределения и сети газопотребления.

Опасный производственный объект (ОПО): что это такое, порядок определения ОПО, признаки эксплуатации и порядок охраны ОПО, требования промышленной безопасности

РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РОССИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИДЕНТИФИКАЦИИ
ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

Дата введения 1999-01-25

РАЗРАБОТАНО И ВНЕСЕНО Техническим управлением Госгортехнадзора России, НТЦ “Промышленная безопасность”

УТВЕРЖДЕНО Постановлением Госгортехнадзора России от 25.01.99 N 10

1. Область применения

1.1. Настоящие Методические рекомендации разъясняют основные требования к идентификации опасных производственных объектов, а также специфические признаки и условия идентификации опасных производственных объектов для страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.

1.2. Методические рекомендации предназначены для специалистов Госгортехнадзора России, экспертных организаций, страховых организаций, а также организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты.

2. Нормативные ссылки

2.1. Федеральный закон “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” от 21.07.97 N 116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588).

2.2. Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности” от 25.09.98 N 158-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 39, ст.4857).

2.3. Закон Российской Федерации “Об организации страхового дела в Российской Федерации” от 27.11.92 N 4016-1.

2.4. Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утверждено Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 N 234 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 8, ст.657).

2.5. Перечень предприятий (организаций), производств, объектов и работ, надзор за которыми осуществляют органы Федерального горного и промышленного надзора России, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 N 234 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 8, ст.657).

2.6. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.98 N 779 “О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст.3775).

2.7. Распоряжение Президента Российской Федерации от 31.12.91 N 136-рп “Вопросы Федерального горного и промышленного надзора России” (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 3).

2.8. Правила страхования (стандартные) гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в результате аварии на опасном производственном объекте (утверждены Всероссийским союзом страховщиков 23.02.98).

2.9. Методические рекомендации по внедрению обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта (утверждены Минфином России и согласованы Госгортехнадзором России и МЧС России 31.03.98).

2.10. Правила проведения экспертизы промышленной безопасности (утверждены Госгортехнадзором России 06.11.98 N 64, зарегистрированы Минюстом России 08.12.98 N 1656).

2.11. Временный порядок рассмотрения заявления соискателя лицензий, оформления и выдачи лицензий в центральном аппарате и территориальных органах Госгортехнадзора России (утвержден Госгортехнадзором России 10.01.98* N 5).

* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать 10.01.99 N 5. Примечание “КОДЕКС”

3. Термины и определения

3.1. Авария – разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ (2.1).

3.2. Гражданская ответственность – возникшая по закону обязанность возмещать вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде.

3.3. Заказчик – организация, обратившаяся с заявкой на проведение экспертизы [2.10].

3.4. Идентификация опасных производственных объектов – отнесение объекта в составе организации к категории опасного производственного объекта и определение его типа в соответствии с требованиями Федерального закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.

Читайте также:
Лимиты на размещение отходов: что устанавливают в 2021 году, что это такое, сроки подтверждения, как определяется понятие лимита, кто должен получать лимиты, порядок переоформления

3.5. Идентификационный лист опасного производственного объекта – формализованное приложение к заключению экспертизы промышленной безопасности в части идентификации опасных производственных объектов (заполняется для каждого опасного производственного объекта по форме, приведенной в Приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям).

3.6. Сводный лист учета опасных производственных объектов с целью страхования ответственности – формализованное приложение к заключению экспертизы промышленной безопасности в части идентификации опасных производственных объектов (заполняется для организации-страхователя по форме, приведенной в Приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям).

3.7. Лицензия – разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий [2.2].

3.8. Опасные производственные объекты – предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых [2.1]:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные, вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды);

2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

3.9. Тип опасного производственного объекта – характеристика опасного производственного объекта, показывающая определенный на основании статьи 15 Федерального закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” размер минимальной страховой суммы страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте. Тип опасного производственного объекта определяется при идентификации опасных производственных объектов. Существует три типа опасных производственных объектов, для которых минимальные размеры страховых сумм страхования ответственности составляют 70 тысяч, 10 тысяч и 1 тысячу минимальных размеров оплаты труда (далее – МРОТ), установленных законодательством Российской Федерации на день заключения договора страхования риска ответственности.

3.10. Признаки опасности объекта – один или несколько признаков, при наличии которых объект относится к категории опасных производственных объектов. Признаки опасности объекта определяются при идентификации опасных производственных объектов в соответствии с приложением 1 Федерального закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” и указаны в п.5.1 настоящих Методических рекомендаций.

3.11. Промышленная безопасность опасных производственных объектов – состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий [2.1].

3.12. Российский страховой пул по страхованию ответственности в рамках Федерального закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” – объединение страховщиков, имеющих соответствующую лицензию на право страхования данного вида гражданской ответственности, созданное с целью обеспечения финансовой устойчивости и гарантий страховых выплат.

3.13. Страхование – отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий) [2.3].

3.14. Страхователи – юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона [2.3].

3.15. Страховщики – юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации) и получившие в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации [2.3].

3.16. Страховая сумма – определенная договором страхования или установленная законом денежная сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страхового взноса и страховой выплаты, если договором или законодательными актами Российской Федерации не предусмотрено иное [2.3].

3.17. Экспертиза промышленной безопасности – оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему действующим требованиям промышленной безопасности [2.10].

3.18. Экспертная организация – организация, имеющая лицензию Госгортехнадзора России на право проведения экспертизы промышленной безопасности в соответствии с действующим законодательством [2.10].

3.19. Заключение экспертизы промышленной безопасности – документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии или несоответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности [2.10].

4. Общие положения

4.1. Идентификация опасных производственных объектов осуществляется для целей страхования ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, а также для целей регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.

4.2. Идентификация опасных производственных объектов для страхования ответственности организаций, эксплуатирующих опасные промышленные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте (далее – идентификация) осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, а также экспертной организацией, имеющей лицензию Госгортехнадзора России на проведение экспертизы промышленной безопасности в части идентификации опасных производственных объектов.

4.3. Ответственность за правильность идентификации опасных производственных объектов возлагается на организацию, осуществляющую идентификацию.

4.4. В рамках идентификации территориальные органы Госгортехнадзора России должны:

– контролировать правильность применения критериев идентификации опасных производственных объектов и отнесения идентифицируемых объектов к типам по обязательному страхованию ответственности;

– контролировать наличие у экспертных организаций, проводящих идентификацию, необходимой лицензии Госгортехнадзора России.

4.5. Целью идентификации является определение типа опасных производственных объектов в составе организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты.

4.6. Идентификация является основанием для заключения договора страхования риска ответственности и регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.

5. Основные принципы и критерии отнесения объектов к категории
и типам опасных производственных объектов

5.1. К категории опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” [2.1] относятся предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых:

5.1.1. Получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества

Читайте также:
Система управления промышленной безопасностью (СУПБ): составление положения и его образец, порядок организации и управления, что такое СУПБ

а) воспламеняющиеся вещества – газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

б) окисляющие вещества – вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

в) горючие вещества – жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть, после его удаления;

г) взрывчатые вещества – вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

д) токсичные вещества – вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

– средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;

– средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;

– средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;

е) высокотоксичные вещества – вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

– средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;

– средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;

– средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;

ж) вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, – вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:

– средняя смертельная доза при воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;

– средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;

– средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр.

5.1.2. Используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

5.1.3. Используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

Опасные производственные объекты: обоснование безопасности и новеллы регулирования

Опасные производственные объекты: обоснование безопасности и новеллы регулирования

Федеральный закон от 7 марта 2017 года № 31-ФЗ внес изменения в часть 4 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Изменения позволяют лицам, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, осуществлять разработку обоснования безопасности в том числе при проектировании, строительстве и реконструкции таких объектов капитального строительства.

В результате изменений в Законе № 116-ФЗ часть 4 теперь изложена так

«В случае, если при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности опасного производственного объекта».

Следовательно, на стадии разработки проектной документации на строительство и реконструкцию опасного производственного объекта может быть установлена необходимость отступлений от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (ФНиП ПБ) для стадий эксплуатации, капитального ремонта, консервации и ликвидации опасного производственного объекта.

Обоснование безопасности опасного производственного объекта, разработанное в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 3 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» 116- ФЗ, и положительное заключение экспертизы промышленной безопасности такого обоснования, внесенное в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности в соответствии с подпунктом м) пункта 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документаций и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145 предоставляется при подаче документов на экспертизу в соответствии с пунктом 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87, должно быть включено в состав раздела 1 «Пояснительная записка» (подпункт «б» «исходные данные и условия для подготовки проектной документации на объект капитального строительства»).

При проектировании опасного производственного объекта не всегда устанавливается необходимость отступать от требований промышленной безопасности установленных ФНиП ПБ, поэтому проектная документация на строительство и реконструкцию опасного производственного объекта может не содержать ОБ опасного производственного объекта, и в случае направления на государственную экспертизу такая проектная документация является комплектной. Предусмотренные в обосновании безопасности опасного производственного объекта вновь установленные требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации объекта, а также мероприятия, компенсирующие отступления от требований ФНиП ПБ должны быть реализованы в проектной документации, в том числе и в декларации промышленной безопасности. Данные требования и мероприятия учитываются в процессе проведения государственной экспертизы проектной документации в части принятых проектных решений на строительство и реконструкцию объекта капитального строительства.

На основании части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 4 и 5.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», части 5 статьи 3 и части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», предметом проводимой государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям пожарной, промышленной безопасности, требованиям технических регламентов, в том числе требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, требованиям стандартов и сводов правил (их частей), включенных в перечни, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 и приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 г. №365.

Читайте также:
Санитарно-защитные зоны 2021 года: СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 с изменениями, последняя новая редакция, санитарная классификация

23 мая 2017 года на заседании Комитета по промышленной безопасности Российского союза промышленников и предпринимателей было отмечено, что обоснование безопасности опасного производственного объекта – не индульгенция, дающая право нарушать требования промышленной безопасности, а инструмент повышения безопасности и эффективности. Закон о техническом регулировании не предусматривает разработку технических регламентов для проектирования опасных производственных объектов, а также порядка отступлений от требований таких технических регламентов при новом строительстве и реконструкции. Изложенные выше данные позволяют сделать закономерный вывод о том, что обоснование безопасности опасного производственного объекта не является предметом государственной экспертизы. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации ответственность за вновь установленные требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта, а также мероприятия, компенсирующие отступления от требований ФНиП ПБ, возложены на экспертов в области промышленной безопасности.

И именно такой подход должен быть положен в основу работы по проектированию и строительству таких объектов.

Регистрация (перерегистрация) опасных производственных объектов в государственном реестре

  • Об услуге
  • В стоимость входит
  • Полезная информация

Группа компаний «Норматив» оказывает профессиональную помощь в регистрации опасных производственных объектов (ОПО) в государственном реестре ОПО на территории г. Москвы и Московской области.

Вы направляете нам техническую документацию по списку, который мы согласуем в Техническом задании к договору, и подписываете заявку в Ростехнадзор. Наши специалисты проведут работу по идентификации ОПО по классу опасности, подготовят комплект для обоснования в ведомстве и организуют процесс постановки на учет.

Вы получите свидетельство о регистрации опасного производственного объекта в реестре с приложениями по требованиям приказа Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471.

Кому нужно ставить на учет ОПО?

Услуга будет полезна организациям и индивидуальным предпринимателям, которые эксплуатируют здания, сооружения, производственные площадки из сферы действия Закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности».

Приложение 1 к Закону определяет шесть критериев отнесения к ОПО или исключения из перечня:

Используются стационарные грузоподъемные механизмы, эскалаторы в метро, канатные дороги и фуникулеры. Исключение составляют лифты и подъемники для маломобильных групп. Также не относят к ОПО объекты электросетевого хозяйства.

Работают с оборудованием под избыточным давлением более 0,07 МПа пара, газа, воды при температуре больше 115°С или других жидкостей с температурой выше точки кипения. К ОПО не относятся сети газораспределения и газопотребления природного газа или СУГ с давлением до 0,005 МПа включительно.

Есть опасные вещества — токсичные и высокотоксичные, горючие, окисляющие, воспламеняющиеся, взрывчатые, вредные для окружающей среды.

Образуются расплавы черных и цветных металлов массой более 500 кг.

Хранится или перерабатывается растительное сырье со взрыво- и пожароопасными свойствами.

Ведутся горные работы или обогащение полезных ископаемых. Исключение составляют разработки месторождений открытым способом, без проведения взрывных работ.

По степени опасности различают четыре класса ОПО:

I — чрезвычайно высокая,

IV — низкая опасность.

Один производственный объект может иметь несколько признаков ОПО, и идентифицировать его опасность под силу только эксперту. На учет ОПО ставят по наивысшему классу из перечня установленных рисков.

Организация или ИП — владельцы опасного производственного объекта на законном основании (собственность, аренда, лизинг), подают заявление о его регистрации не позднее 10 рабочих дней от начала эксплуатации. Иначе они рискуют понести административное, а иногда и уголовное наказание за невыполнение требований промышленной безопасности.

Когда ОПО подлежат перерегистрации?

Опасные объекты подлежат перерегистрации в реестре:

при изменении критериев отнесения к ОПО, требований к их идентификации, и, соответственно, класса опасности;

при смене владельца.

Какие документы нужно представить для постановки ОПО на учет?

Регистрацию опасных производственных объектов осуществляют по ведомственной принадлежности заявителей федеральные органы исполнительной власти:

а также госкорпорация «Росатом».

С 1 января 2021 года по 1 января 2027 года действует порядок регистрации опасных производственных объектов в редакции приказа Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471. Заявители, по требованиям этого акта, отправляют в ведомство:

Сведения о каждом опасном производственном объекте по п. 14.1 приложения к приказу № 471. Они идентифицируют ОПО по классу опасности, содержат данные о лицензируемых видах деятельности на нем. Раздел готовят по результатам анализа проектной и разрешительной документации, спецификации оборудования, генплана расположения ЗиС, паспортов технических устройств и пр.

Копии документов, которые подтверждают законность владения ОПО и земельным участком, где он расположен. Это свидетельства о праве собственности, договоры аренды, оперативного управления и пр.

Обоснование безопасности ОПО с реквизитами положительного заключения экспертизы промышленной безопасности. Документ нужен только для объектов, в которых есть отступления от федеральных норм и правил (п. 4 ст. 3 Закона № 116-ФЗ).

Копию текстовой части подраздела «Технологические решения» проекта ОПО.

Комплект документов направляют в бумажном виде, либо в форме электронного документа с УКЭЦП. Ростехнадзор проводит камеральную проверку сведений, вносит объект в государственный реестр ОПО и выдает заявителю свидетельство о регистрации опасного производственного объекта.

Можно ли подготовить документы для регистрации ОПО самостоятельно?

Правительство РФ дает владельцам ОПО всего 10 рабочих дней на подачу заявления о постановке на учет — смотрите ПП от 24.11.1998 № 1371. За это время эксплуатирующая организация должна:

идентифицировать опасный производственный объект по признакам, указанным в Законе № 116-ФЗ;

описать характеристики ОПО, все технологические процессы и технические устройства на нем;

Читайте также:
Обоснование безопасности опасного производственного объекта (ОПО): образец, в каких случаях разрабатывают, порядок разработки обоснования ОПО, что это такое, ФНП, экспертиза промышленной безопасности

определить класс опасности, присвоить объекту именной код по приказу РТН № 471;

оформить комплект документов для Ростехнадзора.

Эксперты по промышленной безопасности выполнят эту работу без ошибок и в срок. Если вам не повезло иметь их в штате, обратитесь к нам. Конечно, вы можете самостоятельно разобраться во всех нормативных требованиях и подготовить сведения об ОПО. Результаты вашего труда потом оценят инспекторы Ростехнадзора при проверке деятельности.

Если вы «забудете» указать какой-то объект или занизите класс его опасности, легально использовать его вы не сможете. Это грозит ответственностью за нарушение требований промышленной безопасности или незаконное предпринимательство. Штрафы в этом случае будут в несколько раз выше, чем стоимость услуг независимых экспертов.

Преимущества группы компаний «Норматив»:

мы действуем с 2010 года — поставили на учет более 300 опасных производственных объектов и актуализировали сведения для них;

у нас работают эксперты с опытом работы на ОПО I — IV класса опасности, а также бывшие сотрудники Ростехнадзора;

решим задачу комплексно: у нас в штате есть специалисты «промежуточных» областей: экологи, специалисты по охране труда и пожарной безопасности, антитеррористической защищенности, а также собственный учебный центр;

назначим каждому клиенту персонального менеджера;

оказываем помощь и консультируем бесплатно и после закрытия договора — более 500 постоянных клиентов могут это подтвердить.

Рассчитайте цену услуг на сайте или напишите менеджеру в чате, чтобы узнать условия договора!

Цена договора зависит от количества опасных производственных объектов, которые нужно зарегистрировать, и направлений их использования. Чем сложнее ОПО, тем выше стоимость.

Наши специалисты:

Проанализируют проектную и техническую документацию по объекту, которую получат от Заказчика. Перечень информации и требования к ней мы согласуем в договоре.

Идентифицируют все признаки опасности по нормативным требованиям, опишут их количественные и качественные характеристики. Дадут рекомендации, как можно законно снизить класс объекта.

Например, количество разных опасных веществ на ОПО на расстоянии менее 500 м друг от друга, независимо от принадлежности одной или нескольким организациям, суммируется. Передвижные склады ОВ, которые установят стационарно, также становятся опасными производственными объектами. Эти нюансы увеличивают класс объекта, и наши эксперты учтут их при подготовке обоснований и рекомендаций.

Опишут все технологические процессы на ОПО, виды деятельности для лицензирования. Присвоят именные коды.

Сформируют сведения о каждом объекте, подпишут их у Заказчика и направят документы в Ростехнадзор.

Обеспечат сопровождение камеральной проверки в ведомстве, защиту сведений об ОПО.

Результат работы — свидетельство о государственной регистрации опасного производственного объекта, сведения с характеристиками ОПО в реестре.

В этом разделе вы найдете ответы на наиболее частые вопросы по государственной регистрации опасных производственных объектов.

Какие ОПО подлежат государственной регистрации?

К ОПО не относятся отдельные устройства (например, подъемные сооружения или сосуды под давлением), если они не входят в состав производственного комплекса. Опасным объект становится при его использовании людьми в технологическом процессе. Поэтому к ОПО относят здания, цеха, площадки, которые имеют признаки по Приложению 1 к Закону № 116-ФЗ.

Все опасные производственные объекты вносят в государственный реестр.

Какая ответственность предусмотрена за отсутствие регистрации ОПО?

Организация заплатит штраф по п. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в размере до 300 тыс. рублей или получит административную приостановку деятельности до 90 дней. Уголовное наказание последует, если предприниматель будет эксплуатировать ОПО без лицензии, или на объекте произойдет авария с пострадавшими (ст. 171, 217 УК РФ).

В какие сроки регистрируют опасный производственный объект?

Ростехнадзор вносит запись в реестр и выдает свидетельство о регистрации ОПО в течение 20 рабочих дней от даты приема документов. Заявитель также получает от ведомства первый экземпляр сведений, которые характеризуют объект (п. 16 приложения к приказу РТН № 471).

Для чего нужен реестр ОПО?

Государственный реестр содержит сведения обо всех опасных производственных объектах, которые эксплуатируются в Российской Федерации, и их владельцах. Сведения из него используют:

при выдаче лицензий на деятельность по использованию ОПО;

для планирования надзорных проверок;

при поиске виновных в промышленной аварии;

для определения объема мероприятий, которые должна выполнять эксплуатирующая организация в зависимости от уровня опасности объекта.

Например, владельцы ОПО I и II классов обязаны внедрить систему управления промышленной безопасности, представить декларацию.

Когда в реестр ОПО вносят изменения?

Регистрационный номер опасного производственного объекта остается неизменным на весь срок использования в одной организации. Изменения вносят в сведения об ОПО в случаях:

уточнения, дополнения характеристик объекта, в том числе, класса опасности;

места нахождения ОПО;

изменения в реквизитах эксплуатирующей организации (кроме реорганизации).

Объекту присваивают новый номер в реестре, если владелец сменился. Процедура занимает 20 рабочих дней.

ОПО снимают с государственного учета, если он ликвидирован или исключен из эксплуатации, либо утратил признаки опасности.

Группа компаний «Норматив» поможет вам в государственной регистрации опасного производственного объекта, внесении изменений в сведения о нем в реестре, перерегистрации ОПО и исключении из реестра.

Документы – Генеральная прокуратура Российской Федерации

Документы

  • 13 сентября 2013
  • Генеральная прокуратура Российской Федерации

Актуальные вопросы прокурорского надзора за исполнением законов о промышленной безопасности

Активное развитие промышленного производства, являясь залогом благополучия общества, одновременно служит одним из основных источников опасности. В настоящее время в государственном реестре зарегистрировано почти 280 тысяч опасных производственных объектов. От состояния промышленной безопасности этих объектов, их противоаварийной устойчивости зависит не только бесперебойное обеспечение населения всеми видами ресурсов и продукции, но жизнь и здоровье граждан.

Необходимость защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера обусловила повышенное внимание органов прокуратуры к вопросам обеспечения промышленной безопасности. В составе Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации образован отдел, одна из основных задач которого – надзор за исполнением законов в сфере промышленной безопасности. Прокуроры регулярно проводят проверки исполнения законодательства о промышленной безопасности в сфере деятельности предприятий химической, нефтегазовой, металлургической, горнодобывающей и иных отраслей, в ходе которых выявляются многочисленные нарушения закона.

Читайте также:
План мероприятий по охране окружающей среды: порядок разработки плана в целом и его раздела в частности, программа повышения экологической эффективности, образец плана, правила разработки, пример

Вызывает тревогу недопустимый уровень износа основных производственных фондов. В корне проблемы – желание собственников предприятий получить максимальную прибыль от оборудования, технических сооружений без вложения дополнительных средств на их модернизацию. Эксплуатация оборудования за пределами срока их службы является одной из наиболее распространенных причин аварий и инцидентов.

Помимо этого, аварии происходят по причинам некачественного или несвоевременного выполнения работ по обслуживанию и ремонту объектов, принятия непродуманных проектных и технических решений, пренебрежения требованиями правил промышленной безопасности, низкой технологической и трудовой дисциплины.

Зачастую организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, не разрабатывают декларации промышленной безопасности, не имеют заключения экспертиз промышленной безопасности на используемые здания, строения, сооружения, технические устройства, не проводят своевременно их диагностику и освидетельствование, не оформляют лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, не обеспечивают укомплектованность штата квалифицированными работниками и т.д.

С марта 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 04.03.2013 № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее –Закон № 22-ФЗ), нормы которого направлены на повышение уровня защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от аварий на опасных производственных объектах и их последствий.

Принципиальная новизна и важность этих изменений требует от прокуроров корректировки организации прокурорского надзора за исполнением законов о промышленной безопасности.

Одной из наиболее существенных новелл является введение классификации опасных производственных объектов в зависимости от уровня потенциальной опасности аварии. Законом определены четыре класса опасности: чрезвычайно высокая (I), высокая (II), средняя (III) и низкая (IV). Дифференциация мер обеспечения промышленной безопасности в зависимости от класса позволяет исключить избыточные и дублирующие требования промышленной безопасности, с одной стороны, и снизить риск техногенных аварий на опасных производственных объектах – с другой.

Законодателем установлен предельный срок – 1 января 2014 г. –перерегистрации таких объектов в государственном реестре с присвоением соответствующего класса опасности. Ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре, несет руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты.

Поскольку наиболее жесткие требования промышленной безопасности установлены к объектам, относящимся к I и II классу опасности, возможны случаи умышленного занижения организациями их класса опасности, что должно своевременно пресекаться уполномоченными органами.

Исходя из этого прокуроры должны уделять пристальное внимание объектам I и II, а также III классов опасности. Масштабы возможной угрозы для здоровья и жизни человека, ущерба окружающей среде в случае аварии на них требуют от прокуроров особого подхода при оценке необходимости проведения контролирующими органами проверок предприятий, владеющих такими объектами или эксплуатирующих их.

При формировании органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок (далее – сводный план) прокурор должен располагать абсолютно полной информацией об имеющихся на поднадзорной территории опасных производственных объектах как зарегистрированных в государственном реестре, так и не прошедших регистрацию.

Как правило, подобные объекты попадают в поле зрения уполномоченного органа госнадзора в области промышленной безопасности только с момента регистрации в государственном реестре. Однако на практике прокурорами нередко выявляются случаи, когда такие объекты по тем или иным причинам в нарушение закона в государственном реестре не регистрируются. Указанные нарушения должны незамедлительно пресекаться мерами прокурорского реагирования.

В случае дальнейшего уклонения нарушителя от исполнения закона прокурору необходимо обратиться в суд с требованием о понуждении его зарегистрировать опасный производственный объект в государственном реестре.

Составляя сводный план, прокурорам следует учитывать периодичность проверок, установленную Законом № 22-ФЗ: в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности проведение плановых проверок допускается один раз в течение одного года, III класса – в течение трех лет. Помимо этого, на производственных объектах I класса опасности устанавливается режим постоянного государственного надзора. В отношении опасных производственных объектов IV класса опасности плановые проверки не проводятся.

Взвешенного подхода требует принятие прокурором решения о согласовании либо отказе в согласовании проведения органами контроля внеплановых проверок на таких предприятиях. Основанием для такого решения должно стать любое сообщение граждан, рабочих, профсоюзных и иных общественных организаций, средств массовой информации о нарушениях законодательства о промышленной безопасности. Необходимо исключить из практики работы случаи отказа контролирующим органам в проведении внеплановых проверок при наличии достаточных сведений о нарушении предприятием правил промышленной безопасности.

Важным источником информации о состоянии законности в сфере промышленной безопасности являются данные органов Ростехнадзора и Роструда о несчастных случаях, инцидентах и авариях на опасных производственных объектах. Предметом проверки должно стать как исполнение требований промышленной безопасности предприятием, так и действия (бездействие) контролирующих органов при осуществлении контрольно-надзорных полномочий.

Обеспечение надлежащего уровня промышленной безопасности зависит от всех участников производственного процесса – начиная от собственника и первого руководителя производства до непосредственного исполнителя работ. Все они должны нести самую строгую ответственность за несоблюдение требований промышленной безопасности. Вместе с тем должностные лица, осуществляющие федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, в обязанности которых входит предупреждение, выявление и пресечение нарушений, зачастую не проявляют должной принципиальности в оценке выявленных нарушений закона и пытаются оправдывать бездействие владельцев объекта, повторяя их голословные заявления об отсутствии финансовых и (или) технических возможностей для модернизации и ремонта производства. Проявляя необоснованную лояльность, государственные инспекторы тем самым создают почву для повторных и систематических нарушений закона, приводящих в конечном итоге к авариям.

Читайте также:
Экологическая экспертиза проектной документации с 2021 года: в каких случаях проводится, порядок проведения, сроки прохождения и виды экологической экспертизы

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» ответственность за несоблюдение правил организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте возложена на руководителя эксплуатирующей организации. Вместе с тем на практике территориальные органы Ростехнадзора при выявлении фактов ослабления производственного контроля далеко не всегда привлекают к ответственности руководителей.

Отсутствие надлежащего производственного контроля на технологических участках и рабочих местах входит в число основных причин аварий и несчастных случаев на промышленных объектах. О распространенности данного вида нарушений свидетельствует и практика прокурорского надзора.

Прокурорами выявляется значительное количество нарушений при проверках готовности предприятий к локализации и ликвидации аварий. Организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, не разрабатывают планы предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций, не создают резервы финансовых средств и материальных ресурсов на эти цели, не заключают договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами. На объектах нет (либо не поддерживаются в работоспособном состоянии) систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии.

В связи с этим Закон № 22-ФЗ для организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, с начала 2014 г. вводит обязанность по созданию систем управления промышленной безопасностью и охраной труда. Эта система должна обеспечить в том числе идентификацию, анализ и прогнозирование риска аварий на опасных производственных объектах, планирование и реализацию мер по снижению риска аварий на этих объектах, координацию работ по предупреждению аварий и инцидентов.

Формальный подход в управляющих компаниях и на предприятиях к созданию интегрированной системы управления промышленной безопасностью, неэффективный производственный контроль, сокращение численности специалистов на профилактических, технологических, ремонтно-восстановительных участках опасных производственных объектов ухудшают общее состояние промышленной безопасности.

Распространенности нарушений в сфере промышленной безопасности способствует ненадлежащее отношение некоторых госинспекторов к проведению проверок. Выявление только очевидных нарушений, без глубокого анализа причин и принятия мер, направленных на их устранение, приводит к тому, что однотипные нарушения выявляются из года в год.

К примеру, нередко причиной инцидентов на нефте – и газопроводах является их физический износ. Тем не менее, расследуя конкретное происшествие, территориальные органы Ростехнадзора не всегда принимают меры, направленные на понуждение предприятия к проведению диагностики, ремонта или замены трубопроводов. В результате непринятия профилактических мер на многих трубопроводах ежегодно происходят случаи отказов, разгерметизации трубопроводов, приводящих к авариям и инцидентам, сопровождающимся разливами нефти, взрывами и разрушениями.

С учетом этого прокуроры при осуществлении надзора за исполнением контролирующими органами законов должны обращать внимание как на эффективность проведенных проверок, достаточность принятых мер в связи с выявленными нарушениями, так и на полноту мер профилактической направленности. При внесении в контролирующие органы представлений об устранении нарушений закона прокурор должен ставить вопрос о привлечении к ответственности конкретных виновных лиц. Подобный подход позволит повысить личную ответственность каждого государственного инспектора, который поверхностно проводит проверки и не контролирует устранение выявленных нарушений закона.

Кроме того, должностные лица территориальных органов Ростехнадзора не всегда направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований промышленной безопасности, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел. Как правило, процессуальные проверки организуются по фактам аварий, повлекших тяжкие последствия. В иных случаях госинспекторы ограничиваются привлечением виновных лиц к административной ответственности. Между тем контролирующими органами материалы, содержащие признаки уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 217 УК (нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах), в следственные органы не направляются, лица, виновные в совершении преступлений, избегают установленной уголовным законодательством ответственности.

Органы контроля не уделяют должного внимания проблеме неконтролируемой застройки территории охранных зон нефте- и газопроводов, которая может быть как самовольной, так и незаконно санкционированной органами местного самоуправления. Строения, создающие реальную угрозу безопасности объектов трубопроводного транспорта и жизни людей, должны подлежать сносу по решению суда.

Существующие проблемы в области обеспечения промышленной безопасности требуют от прокуроров глубокого анализа и принятия адекватных правовых решений в рамках предоставленных полномочий, укрепления делового сотрудничества с правоохранительными и контролирующими органами, профсоюзами и иными общественными объединениями.

С учетом серьезности возможных последствий несоблюдения требований промышленной безопасности прокурорский надзор в этой сфере должен иметь упреждающий характер. Каждое выявленное нарушение закона следует оставлять на контроле прокурора до полного его устранения. Выявление аналогичных нарушений при повторных проверках государственных органов или предприятий надлежит рассматривать как повод для самого тщательного выяснения причин и условий, способствующих их совершению, и принятия исчерпывающих мер, направленных на недопущение подобных фактов в будущем.

Жесткий прокурорский надзор должен стимулировать контролирующие органы и нацеливать их на полное выполнение своих полномочий. В случае выявления серьезных нарушений законодательства о промышленной безопасности необходимо в установленном законом порядке приостанавливать деятельность опасных промышленных объектов до полного устранения допущенных нарушений закона.

Защита прав граждан от противозаконной деятельности на особо опасных промышленных объектах, а также пресечение бездеятельности контролирующих органов в этой сфере – важные задачи прокурорского надзора за исполнением законов о промышленной безопасности.

Журнал “Законность”, №9, 2013.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: