«Алкогольные» лицензии не будут давать должникам

Алкогольная лицензия в 2021 году: документы, требования, госпошлина, порядок получения, проверки и продления

Деятельность, связанную с алкоголем, необходимо лицензировать. Но не всегда. О том, как происходит лицензирование, сколько стоит лицензия, в каких случаях она необходима, а в каких – нет, мы расскажем в этой статье.

Вопросы регулирования производства, перевозки, хранения, оптовой и розничной продажи алкоголя рассматривались еще в 1995 году. В тот момент появился ФЗ №171 “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта. “. В дальнейшем к этому закону прибавилось еще несколько нормативных актов. В частности:

  • Информационное письмо о порядке лицензирования от Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
  • ПП РФ от 9.02.2013 года “О предоставлении документов в электронной форме для получения лицензий на производство и оборот этилового спирта. “.
  • Постановление пленума ВАС от №47 от 11.07.14 г., в котором рассмотрено получение дополнительной лицензии на хранение алкоголя.

Закон определяет единый термин для всех видов деятельности, связанной с алкоголем – “оборот”. Под ним понимают и изготовление, и перевозку, и хранение, и торговлю – оптовую и розничную, и поставку за рубеж.

Алкогольной продукцией, подлежащей лицензированию, являются любые питьевые спиртосодержащие продукты, доля спирта в которых составляет более 15%. Все, что ниже, продавать в розницу можно БЕЗ ЛИЦЕНЗИИ.

Важно! Существует также термин “подакцизный товар”, который не имеет ничего общего с лицензированием. Акцизы нужно платить на весь алкоголь крепостью больше 9 градусов.

Кто должен получить лицензию?

Закон указывает на необходимость лицензирования следующих видов деятельности:

  • Производство этилового спирта, пищевой и непищевой продукции на его основе, а также вин и изделий из винограда.
  • Хранение перечисленных продуктов.
  • Поставки, закупка.
  • Хранение непищевой, пищевой, винодельческой продукции, этилового спирта.
  • Розничная продажа алкоголя (в том числе вин).
  • Перевозка спирта, нефасованной продукции крепостью более 25 градусов.

Пиво, сидр, медовуха и другие легкие алкогольные напитки до 15 градусов, за исключением вин, не подлежат лицензированию.

Важно. Под розничной продажей понимается и реализация алкоголя и напитков на его основе в ресторанах и других заведениях общественного питания.

Требования к заявителю

Тем же федеральным законом регламентированы требования к заявителю. Получить лицензию на алкоголь могут только юридические лица (ООО и АО). Индивидуальные предприниматели не могут этого сделать, поэтому им остается ограниченный круг видов деятельности.

Лицензию выдают в субъектах РФ, и она действует только на территории определенного региона (области, республики и т.д.). Компания может выйти на рынок другого субъекта только в том случае, если между регионами, где была выдана лицензия и где планируется деятельность, есть соглашение. Соответственно, большое значение имеет юридический адрес компании.

Уставной капитал заявителя должен составлять:

  • Для розничной торговли – от 10 000 рублей в регионах, в Московской области – от 500 000, в Москве – от 1 миллиона.
  • Для оптовой торговли – от 10 миллионов рублей.

Продавать алкоголь в розницу можно только на стационарных торговых площадках от 50 квадратных метров. Площадка должна быть арендована не менее чем на год или быть в собственности компании. Если заключен договор аренды, его необходимо зарегистрировать.

Важно, чтобы площадка, где будет продаваться алкоголь, находилась за пределами образовательных учреждений, объектов здравоохранения, спортивных объектов, остановок общественного транспорта, вокзалов и аэропортов (для алкоголя свыше 16,5 градуса), заправок, военных объектов. Запрещено торговать алкоголем свыше 16,5 градуса на рынках. Возможны и другие запреты: перечень мест устанавливает субъект. В регионах же устанавливается и время реализации алкоголя.

При регистрации юридического лица должны быть прописаны соответствующие коды ОКВЭД. Для розничной торговли это 52.25 и его подпункты. Для производства – 15.91-15.97, в зависимости от вида продукции. Если кодов нет, придется вносить изменения в документы.

Есть и другие требования. Они прописаны в законе о лицензировании алкоголя.

Сколько стоит лицензия?

Цена лицензии зависит от вида деятельности, типа алкогольной продукции, статуса лица, который продает или изготавливает напитки с содержанием спирта. Наиболее низкие цены действуют в отношении объектов розничной торговли. Это 65 000 рублей в год. Возможно оформление лицензии на несколько лет, тогда придется платить за все время (например, 130 000 за 2 года, 195 000 за 3 года и т.д.).

Читайте также:
Правительство взялось за таможенное регулирование

9 500 000 рублей придется отдать государству предприятию, где собираются изготавливать, хранить, поставлять этиловый спирт, а также алкогольную продукцию любого типа, за исключением обычных, игристых и ликерных вин. Если речь идет о винах, изготовленных юридическими лицами, стоимость разрешения на работу составит 800 000 рублей. ИП и фермерские хозяйства для производства вин должны оплатить те же 65 000 рублей, что и магазины розничной продажи. Отдельные лицензии требуются на перевозку спиртосодержащих продуктов и самого спирта.

Где и как получить лицензию на алкоголь?

Лицензированием оборота алкоголя занимается отдельная федеральная служба – Росалкогольрегулирование. Сюда необходимо прийти, если вы собираетесь заниматься производством, перевозкой или оптовой торговлей алкоголем. Чтобы оформить лицензию на розничную торговлю, вам необходимо найти местный орган – по субъекту (области или республики), который может выдавать такие лицензии. Это могут быть департаменты по развитию предпринимательства и другие подобные структуры. Туда подают документы, и там производят проверку объекта.

Документы для получения лицензии на алкоголь

Полный и подробный перечень документов для разных видов алкогольных лицензий приводится в Административном регламенте, утверждённом приказом Росалкогольрегулирования от 27.12.2013 № 335.

Минимальный пакет документов включает в себя:

  • заявление с данными: формой компании, названием, расположением компании, электронной почтой, банковскими реквизитами, названиями вида деятельности и продукции, сроком действия разрешения, которое вы хотите получить.
  • нотариально заверенные копии учредительных документов организации (если копии не заверены, то с предъявлением оригиналов);
  • копии свидетельств о госрегистрации заявителя и постановке на налоговый учёт, заверенные ИФНС, выдавшей оригиналы;
  • копия платёжного документа об оплате госпошлины за выдачу лицензии;
  • документы, подтверждающие наличие у заявителя уставного капитала необходимого размера (справка банка, решение общего собрания участников ООО и акт оценки имущества при внесении в УК неденежных средств, документ о внесении дополнительных вкладов и др.)
  • заключения МЧС и Росприроднадзора о соответствии помещений экологическим требованиям и пожарной безопасности;
  • документы, подтверждающие наличие в собственности или в аренде производственных и складских помещений (в случае аренды срок в договоре обязательно должен быть указан не менее одного года, бессрочный договор будет основанием для отказа).

В законе прописан предельный срок оформления лицензии – 35 дней. Однако на практике лицензирование может затянуться на более долгий срок – до трех месяцев.

Как и где проверить алкогольную лицензию

Узнать, на какую организацию выдана лицензия и до какого числа она действует, можно на портале ФСРАР. Проверить можно по ИНН/КПП или по местонахождению компании.

Узнать, на какую организацию выдана лицензия и до какого числа она действует, можно в реестре алкогольных лицензий на портале ФСРАР. Проверить можно по ИНН/КПП или по местонахождению компании.

Введите данные организации, которой выдана лицензия. Например, чтобы узнать данные о лицензии для розничного магазина, нужно указать данные именно этой точки продаж, а не головного офиса, к которой она относится.

После этого на странице отобразится информация о лицензии, выданной вашей организации.

Необходимо проверить:

  • адрес (место нахождение) обособленного подразделения организации: он должен совпадать с адресом, по которому ведется оборот алкоголя.
  • вид лицензируемой деятельности: должен соответствовать тому, который ведет организация, например розничная продажа алкоголя.
  • дату окончания действия лицензии.
  • сведения о действии лицензии: должно быть указано «действующая».

Продление лицензии на алкоголь

Алкогольная лицензия выдается на 5 лет, после окончания этого срока её необходимо продлить. Госпошлину на розничую торговлю алкоголем можно оплатить только один год. Получить лицензию на год не так затратно (65 000 рублей вместо 325 000 рублей на 5 лет), но продлевать ее придётся ежегодно.

Читайте также:
«Роснефть» стала самым крупным российским налогоплательщиком

Независимо от срока действия алкогольной лицензии, обратиться за продлением надо не раньше 90 и не позднее 30 дней до его окончания. Процедура продления лицензии такая же, как и при её первоначальном получении, но пакет документов будет другой:

  • заявление о продлении лицензии (прил. № 6 к Административному регламенту);
  • документ, подтверждающий уплату госпошлины на следующий срок действия лицензии.

Росалкогольрегулирование направляет в налоговую инспекцию запрос об отсутствии задолженности по налогам, сборам, штрафам заявителя. Если будут долги перед бюджетом, то в продлении лицензии откажут.

После экспертизы документов назначается выездная проверка для подтверждения соответствия лицензионным требованиям. В 30-дневный срок выносится решение о продлении или об отказе в продлении алкогольной лицензии.

В случае отказа в выдаче лицензии на алкоголь госпошлина не возвращается. Минфин о причинах невозврата уплаченной суммы отвечает шаблонно: «Порядок возврата госпошлины, установленный п. 1 ст. 333.40 НК РФ, не содержит такого основания для возврата, как отказ в выдаче или продлении срока действия лицензии».

Вместо заключения

Таким образом, алкогольное лицензирование проще, чем вы думаете. Высокие пошлины ждут только крупных производителей. В остальном оформление разрешений вполне по силам небольшим компаниям и частникам:

  • продавать пиво и напитки ниже 15 градусов можно без лицензий – в качестве индивидуального предпринимателя;
  • продавать в розницу любые алкогольные напитки можно за 65 000 рублей в год;
  • изготавливать вина в рамках фермерского хозяйства в коммерческих целях можно за 65 000 рублей в год.

Если у вас есть виноградник, и вы делаете вино для себя, никаких лицензий не потребуется. То же – и с домашними пивоварнями.

Лицензия на продажу действует только в отдельно взятом регионе, на производство – по всей стране (так как выдается федеральной службой). Срок действия – от 1 года и более, при оплате пошлины за все время.

Нужно получить алкогольную лицензию? Сотрудники компании “Бизнес-Гарант” помогут оформить, продлить или переоформить лицензию по доступной цене.

В выдаче “алкогольной” лицензии отказано: в каком случае можно вернуть сумму госпошлины?

“Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2015, N 11

Величина госпошлины за выдачу “алкогольных” лицензий в зависимости от вида лицензии и срока ее действия иногда может достигать довольно внушительных размеров (до 9,5 млн руб.). Причем уплатить эти суммы в полном объеме нужно, что называется, авансом (то есть до того, как уполномоченный орган выполнит все юридически значимые действия по выдаче лицензии). Может ли предприятие вернуть госпошлину в случае, если ему откажут в выдаче лицензии? Как и при каких условиях можно взыскать из бюджета указанные суммы?

Несколько слов о правилах лицензирования

Виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежащие лицензированию, поименованы в ст. 18 Закона N 171-ФЗ . Порядку выдачи “алкогольных” лицензий посвящены положения ст. 19 названного Закона, в которой приведен перечень представляемых в лицензирующий орган документов. Среди них – копия документа об уплате госпошлины за предоставление лицензии (пп. 4 п. 1).

Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”.

Размеры госпошлин за предоставление “алкогольных” лицензий установлены Налоговым кодексом. В частности, перечень юридических действий лицензирующих органов , связанных с лицензированием деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, с указанием размера соответствующей госпошлины приведен в пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.

Лицензирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции осуществляется Росалкогольрегулированием. Основание – пп. 5.3.2 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 154).

Обратите внимание! За предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции нужно уплатить госпошлину в размере 65 000 руб. за каждый год срока действия лицензии (абз. 19 пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Если лицензия оформляется на меньший срок, то госпошлина исчисляется пропорционально числу месяцев ее действия. Например, размер госпошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции сроком действия 9 месяцев должен составлять 48 750 руб. (65 000 руб. / 12 мес. x 9 мес.) (Письмо Минфина России от 14.07.2015 N 03-05-04-03/40376).

Читайте также:
Минфин рассказал, как получить вычет на ребенка-инвалида

Основания для возврата госпошлины

Исходя из содержания п. 1 ст. 333.40 НК РФ вернуть госпошлину, уплаченную в связи с обращением в уполномоченный орган за “алкогольной” лицензией, предприятие может лишь в двух случаях:

  • госпошлина уплачена им в большем (чем нужно) размере (пп. 1);
  • оно (по каким-то причинам) отказалось от совершения лицензирующим органом юридически значимого действия (пп. 4).

Отказ в предоставлении лицензии по общему правилу не является основанием для возврата уплаченной госпошлины, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность возврата госпошлины после совершения лицензирующим органом юридически значимого действия с принятием соответствующего решения (см. также Определение ВАС РФ от 19.06.2013 N ВАС-7138/13 по делу N А40-67681/12-121-640).

Подобную точку зрения по данному вопросу высказывают и чиновники Минфина: отказ в предоставлении лицензии в качестве основания для возврата госпошлины ни Законом N 171-ФЗ, ни ст. 333.40 НК РФ не предусмотрен (см. Письма от 27.09.2013 N 03-05-05-03/40158, от 23.09.2013 N 03-05-04-03/39358). В обоснование своих разъяснений финансисты ссылаются на правовую позицию КС РФ, согласно которой п. 1 ст. 333.40 НК РФ как по своему буквальному смыслу, так и во взаимосвязи с пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ не предполагает возврата уплаченной госпошлины в случае отказа уполномоченного органа в предоставлении лицензии (Постановление от 23.05.2013 N 11-П).

Все так. Между тем предоставление экономическому субъекту “алкогольной” лицензии возможно лишь при отсутствии у него задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение налогового законодательства. Это следует из пп. 3 п. 9 ст. 19 Закона N 171-ФЗ.

Обратите внимание! В силу пп. 3 п. 9 ст. 19 Закона N 171-ФЗ налоговая задолженность у заявителя должна отсутствовать на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии.

Возникновение такой задолженности в процессе деятельности, связанной с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не является нарушением лицензионных требований и основанием для аннулирования или приостановления действия лицензии (п. 2 Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 47).

Документы об отсутствии указанной задолженности в лицензирующие органы должен подать не сам соискатель лицензии, а налоговый орган по месту его учета. Указанные сведения в электронном виде по каналам ТКС инспекторы представляют по запросу лицензирующего органа в рамках информационного обмена между ведомствами.

Если в справке из налоговой инспекции будет указано наличие у соискателя лицензии налоговой задолженности при фактическом отсутствии таковой, последний может возвратить сумму уплаченной госпошлины. Для этого ему нужно обратиться в суд о взыскании убытков не с лицензирующего органа, а с налоговой инспекции – истинного виновника неполучения “алкогольной” лицензии. Приведем несколько примеров судебных решений, в которых арбитры, признав вину инспекции, взыскали из бюджета суммы госпошлин, уплаченные за “алкогольные” лицензии. Кстати, поводом для судебных разбирательств послужили смешные суммы.

На конкретных примерах Спор о 31 копейке

Именно эта сумма стала камнем преткновения в деле, рассмотренном в Постановлении АС ЦО от 10.07.2015 N Ф10-1942/2015 по делу N А09-10927/2014.

Как следует из материалов дела, 21.11.2013 общество перечислило 31 коп. в счет погашения пени по ЕНВД и 26.11.2013 обратилось в лицензирующий орган с заявлением на продление на четыре года срока действия “алкогольной” лицензии, полагая, что налоговая задолженность погашена в полном объеме. Однако в продлении было отказано, поскольку в справке налоговой инспекции от 01.11.2013 была отражена “налоговая” задолженность в размере 31 коп. Причина ее банальна: общество указало в платежном поручении неправильный код ОКАТО.

При повторном обращении за продлением лицензии обществу пришлось снова уплатить госпошлину. Чтобы взыскать сумму госпошлины, уплаченную изначально (160 000 руб.), оно подало в суд иск к ФНС о взыскании убытков, причиненных незаконными действиями ее должностных лиц. Суды (все три инстанции) удовлетворили требования общества, указав при этом следующее.

Читайте также:
Имущественный налог для «физиков» ждет уточнение

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Если вред юридическому лицу причинен в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, ущерб возмещается за счет средств бюджета (ст. 1069 ГК РФ).

Если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает сумму того же налога, заниженную в последующем периоде и подлежащую уплате в тот же бюджет, или равна ей, и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, задолженность перед бюджетом в части уплаты конкретного налога не возникает (п. 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 ).

Данный документ утратил силу. Однако изложенная позиция продублирована в п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57.

Для реализации налогоплательщиком права на продление лицензии правовое значение имеет факт наличия (отсутствия) задолженности. Налоговый орган по состоянию на дату обращения налогоплательщика в лицензирующий орган (то есть на 26.11.2013) располагал сведениями о наличии у общества на указанную дату как задолженности, так и переплаты по пене по ЕНВД в равной сумме. Данное обстоятельство указывает на отсутствие “налоговой” задолженности. Однако налоговый орган представил лицензирующему органу недостоверные сведения.

Спор о 12 рублях

Несколько иные обстоятельства послужили поводом для разбирательства в Постановлении АС СЗО от 18.05.2015 N Ф07-2690/2015 по делу N А56-25906/2014.

На этот раз размер налоговой задолженности составил 11,69 руб. Правда, платежное поручение на уплату этой задолженности (на сумму 30 руб.) соискатель лицензии направил в банк в день подачи документов в лицензирующий орган (15.08.2011).

В связи с тем что погашение налоговой задолженности фактически было учтено налоговым органом только спустя два дня (17.08.2011), сведения о погашении “налоговой” задолженности не были отражены в справке, составленной по состоянию на 15.08.2011. В результате организации было отказано в предоставлении “алкогольной” лицензии, и перед ней встал вопрос о возврате уплаченной госпошлины (120 000 руб.). Поскольку лицензирующий орган в силу Закона N 171-ФЗ возвращать госпошлину в такой ситуации не обязан, организация предъявила иск о взыскании убытков с ФНС.

Арбитры АС СЗО согласились с доводами заявителя, основанными на пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ: обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. Следовательно, справка налоговой инспекции, явившаяся основанием для отказа в выдаче лицензии, не соответствовала фактическому состоянию расчетов между бюджетом и организацией. В результате принятия незаконного решения об отказе в выдаче “алкогольной” лицензии ей были причинены убытки в размере 120 000 руб., подлежащие взысканию с ФНС (в силу ст. 35 НК РФ и ст. 158 БК РФ).

Обобщим сказанное. Если основанием отказа лицензирующего органа в выдаче “алкогольных” лицензий послужили недостоверные сведения о наличии у соискателя лицензии “налоговой” задолженности, полученные из налоговой инспекции по каналам ТКС, убытки в виде сумм уплаченных госпошлин можно взыскать с ФНС в судебном порядке. Приведенные в статье примеры из арбитражной практики служат тому подтверждением (см. также Постановление АС ЗСО от 19.09.2014 по делу N А46-13945/2013). Между тем в результате отказа лицензирующего органа в выдаче (или продлении) “алкогольных” лицензий экономические субъекты несут убытки не только в виде сумм уплаченных госпошлин (хотя и их размеры довольно велики), но и в виде неполученной экономической выгоды из-за невозможности осуществления лицензируемого вида деятельности. Оценить размер таких убытков (с достаточной достоверностью) можно, а вот взыскать их – нет. Ведь это риски, которые связаны с осуществлением субъектом предпринимательской деятельности. Как отметили судьи КС РФ в упоминавшемся ранее Постановлении N 11-П, положения ст. ст. 16 и 19 Закона N 171-ФЗ предполагают возможность самостоятельного (до подачи документов в лицензирующий орган) установления соискателем лицензии, отвечают ли условия его предполагаемой деятельности лицензионным требованиям, а в случае несогласия с отказом в выдаче лицензии – возможность обжалования решения лицензирующего органа. Возложение на него как на субъекта предпринимательской деятельности связанных с недостаточной готовностью к ее осуществлению рисков, в том числе финансовых, отвечает критерию конституционной соразмерности, а невозврат государственной пошлины в случае отказа в предоставлении лицензии, будучи направленным, помимо прочего, на защиту нравственности и здоровья, других затрагиваемых деятельностью по розничной продаже алкогольной продукции конституционно значимых ценностей, является допустимым элементом регулирования рынка алкогольной продукции. Поэтому полагаем: прежде чем обращаться в лицензирующий орган, хозяйствующим субъектам нужно урегулировать с налоговиками все вопросы, касающиеся исполнения налоговых обязательств.

Читайте также:
Имущественные налоги объединят единым платежом

Приобретение алкоголя для корпоративного выезда на природу

Вопрос: Организация планирует корпоративный выезд на природу. Может ли она приобрести алкогольные напитки для данного мероприятия:

— по безналичному расчету;

— по безналичному расчету через комиссионера по договору комиссии;

— по корпоративной карточке в организации розничной торговли;

— по безналичному расчету в ресторане загородного пансионата, в котором будет проходить данное мероприятие.

Ответ: Организация может приобрести алкогольные напитки – в порядке розничной торговли, но «угощать» им своих работников не вправе.

Законодательством предусмотрено, что оптовая продажа алкогольной продукции, производится только лицам, имеющим право на производство, оптовую и (или) розничную торговлю этой продукцией, то есть лицам, имеющими соответствующие специальные разрешения (лицензии). Из данного положения предусмотрены исключения, однако рассматриваемая ситуация к ним не относится . Таким образом, закупка организацией алкогольной продукции для проведения указанного мероприятия путем оптовой продажи с оплатой любым из указанных в вопросе способов, неправомерна. Следовательно, в порядке оптовой торговли организация не может приобрести алкогольную продукцию никаким из приведенных способов.

Справочно
Оптовая торговля – это вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь . Оптовую торговлю алкогольными напитками вправе осуществлять только организации, имеющие лицензию на оптовую торговлю алкогольными напитками .

Однако, законодательством не установлен запрет на приобретение алкогольной продукции организациями в розницу в торговых объектах или в объектах общепита .

Справочно
Розничная торговля алкогольными напитками – это осуществление предпринимательской деятельности, связанной с приобретением и продажей алкогольных напитков для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (если иное не установлено законодательными актами). К розничной торговле относится также продажа и организация потребления алкогольных напитков при осуществлении общественного питания .
Розничная торговля алкогольными напитками осуществляется в магазинах, павильонах и иных аналогичных объектах, а также в объектах общепита (рестораны и др.) .

Оплата товаров, в том числе и алкогольных напитков, приобретаемых в розницу или в объекте общепита организациями может осуществляться как путем безналичной, так и путем наличной оплаты . Отметим, что оплата корпоративной банковской платежной карточкой также относится к безналичной форме оплаты .

Таким образом оплата организацией алкогольной продукции в розницу или в объекте общепита способами, перечисленными в вопросе (по безналичному расчету, по корпоративной карточке в организации розничной торговли, по безналичному расчету у ресторана, в котором будет проходить мероприятие) правомерна.

При покупке алкогольной продукции в розницу или в объекте общепита ее нужно производить у организаций, имеющих лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками . В документах, подтверждающих покупку в торговых объектах (магазинах) желательно (по возможности) указать цель приобретения: для использования, не связанного с предпринимательской деятельностью («собственное потребление, не связанное с предпринимательской деятельностью» и др.). Кроме того, целесообразно запросить у организации розничной торговли копию лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками. Розничная продажа организациям должна осуществляться по розничным ценам.

Читайте также:
Кадровики займутся пенсиями

Обратите внимание!
Законодательством установлен запрет на безвозмездную реализацию алкогольных напитков в случае:
— передачи алкогольных напитков в качестве оплаты труда работников, в том числе в виде премий;
— бесплатного (безвозмездного) распространения организациями алкогольных напитков, за исключением дегустаций, проводимых в маркетинговых целях .

По нашему мнению, из совокупности данных норм, можно сделать вывод о том, что «угощение» организацией своих работников алкогольными напитками на корпоративном мероприятии запрещено. Данный вывод можно обосновать следующим.

Такое «угощение» прямо не относится ни к оплате труда, ни к премиям. Вместе с тем, оно является доходом работника в натуральной форме, хотя и не облагаемым подоходным налогом (доход – это экономическая выгода в денежной или натуральной форме) . Следовательно, и такое «угощение» может подпадать под данный запрет.

Определения понятия «распространение алкогольных напитков» законодательство не содержит. По нашему мнению, абз. 3 подп. 1.17 п. 1 ст. 11 Закона N 429-З о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции целесообразно понимать, как установление запрета для организаций на любую бесплатную (безвозмездную) передачу или предоставление алкогольных напитков, в том числе и собственным работникам путем «угощения» их на корпоративном мероприятии.

Считаем, что «угощение» работников алкогольными напитками можно приравнять к их передаче, аналогично тому, как предоставление потребителям алкоголя в розлив «приравнено» к розничной торговле . Учитывая запрет на безвозмездную передачу (распространение) алкогольных напитков, который, по нашему мнению, следует из приведенных выше норм , мы не рекомендуем закупать алкогольные напитки для «угощения» ими своих работников на корпоративном мероприятии.

Хотим обратить внимание на то, что закупка алкогольной продукции через комиссионера и иными, не указанными в вопросе способами, ситуацию не «спасет». Это связано с тем, что в итоге комитент все равно будет «передавать» алкогольные напитки своим работникам на корпоративном мероприятии («угощать» ими своих работников). А, как мы указали выше, это запрещено.

Кто имеет право проверить магазин на наличие алкогольной лицензии? Какие документы должны предъявить?

Кто имеет право проверить магазин на наличие алкогольной лицензии? Какие документы должны предъявить?

Ответы на вопрос:

Статья 171 УК РФ. Незаконное предпринимательство

1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, –

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

Роспотребнадзор, вправе созданной им комиссией, проверить , сертификат качества на продукцию, наличие Закона «О защите прав потребителя», правил продажи отдельных товаров, зарегистрированную в местном самоуправлении книгу жалоб и предложений, журнал санитарной обработки, соблюдение правил противопожарной безопасности, наличие санитарных книжек у персонала.

Проверять имеет право Роспотребнадзор, Управление по лицензированию, Налоговая, ОБЭП.

Соответственно потребуйте у них удостоверения, подтверждающие принадлежность к этим гос.службам.

Они могут проверять:

Заключение санэпидстанции, заключение пожарного надзора, регистрационные документы на помещение, в котором находится ресторан, могут проверить трудовые договоры с сотрудниками. Наличие копий сертификатов качества на продукцию, наличие Закона «О защите прав потребителя», правил продажи отдельных товаров, зарегистрированную в местном самоуправлении книгу жалоб и предложений, журнал санитарной обработки, соблюдение правил противопожарной безопасности, наличие санитарных книжек у персонала.

и будут проверять, чтобы в вашем заведении были размещены книга жалоб и предложений, копии качественных сертификатов на алкоголь, текст закона о защите прав потребителей. Кроме того они могут проверить план эвакуации персонала и посетителей, журнал санитарной обработки помещений, медицинские книжки работников, а если вы хотите продавать крепкие алкогольные напитки, то и наличие сейфа, и документы подтверждающие площадь склада и заведения, которая не должна быть меньше 50 квадратных метров.

Читайте также:
Семейный бизнес могут включить в список самозанятости

ст. 23.2, Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 02.11.2013) “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции”

4. Предметом документарной и (или) внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлении и документах, в целях оценки соответствия таких сведений лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 настоящего Федерального закона.

5. Предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата является соответствие лицензионным требованиям помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

14. Для фиксации информации, получаемой в ходе проведения выездных проверок, могут осуществляться звукозапись, фото- и видеосъемка.

В случаях, если для разъяснения возникающих при осуществлении лицензионного контроля вопросов требуются специальные познания, лицензирующие органы назначают экспертизу, включающую в себя организацию и проведение исследований экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями для решения задач в области лицензионного контроля.

Такая экспертиза проводится экспертами лицензирующего органа, а также иными экспертами, аккредитованными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, только в случае невозможности проведения такой экспертизы экспертами лицензирующего органа.

Порядок проведения такой экспертизы устанавливается Правительством Российской Федерации.

Отмена пенсионной реформы в 2022: снизят пенсионный возраст – вернут прежний 55 и 60 лет? Кто сможет выйти на пенсию досрочно? Комментарии ПФР

Стало известно, что некоторые россияне в 2022 году смогут выйти на пенсию раньше положенного срока. Кому улыбнется удача? Какой возраст выхода на пенсию действует в текущем году для остальных жителей страны? И какие новости известны об отмене пенсионной реформы на данный момент?

Выйти на пенсию досрочно – кто может воспользоваться привилегией

Россиянам предпенсионного возраста разрешили выходить на пенсию досрочно. Правда воспользоваться привилегией могут не все. Чтобы начать получать выплаты по старости раньше положенного срока, гражданин должен быть сокращен на рабочем месте, об этом рассказали представители власти со ссылкой на закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Известно, что воспользоваться правом досрочного выхода на пенсию могут люди, оставшиеся без работы, если:

  • Организация была ликвидирована, либо прошло сокращение рабочего штата.
  • До выхода на пенсию россиянину осталось работать не более двух лет.
  • Имеющийся рабочий стаж составляет не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

Напомним, что с 1 января 2022 года социальная доплата к пенсии будет определена в беззаявительном порядке. Неработающие пенсионеры, имеющие стаж в сельской местности более 30 лет, смогут получать повышенные выплаты независимо от текущего места проживания.

Возраст выхода на пенсию в 2022 году

Сотрудники ПФ РФ сообщили, что в 2022 году, в рамках действующей пенсионной программы, возраст выхода на пенсию в стране будет увеличен. Данную информацию подтверждает таблица, представленная на официальном сайте организации.

Согласно последней информации, выйти на пенсию в текущем году смогут женщины в возрасте 56,5 лет и мужчины старше 61,5 года. При этом минимальный трудовой стаж должен составлять 13 лет, а количество пенсионных баллов – 23,4.

Стоит отметить, что для некоторых россиян возраст выхода на пенсию останется прежним. Данное условие касается людей, которые занимаются тяжелой или опасной для жизни и здоровья деятельностью. В подобном случае выйти на заслуженный отдых граждане смогут в 55 лет (мужчины) и в 50 лет (женщины).

Право досрочного выхода на пенсию имеют врачи, учителя и представители творческих профессий. Выплаты по старости в этом случае назначаются сразу после достижения положенной выслуги лет.

Читайте также:
Алиментам придумали замену

Отменят ли пенсионную реформу в 2022

Согласно официальной статистике, в России наблюдается снижение продолжительности жизни. Соответствующий показатель сократился с 71,5 до 70,1 года, рассказал Владимир Путин во время пресс-конференции 23 декабря 2022. Особенно усугубляет ситуацию пандемия коронавируса.

Тем временем Государственная Дума РФ отклонила сразу два законопроекта о снижении пенсионного возраста. Документ от «КПРФ» не был одобрен из-за отсутствия источников финансирования для реализации предложенной идеи. По той же причине получил отказ и законопроект о снижении пенсионного возраста от «Справедливой России».

Власти считают, что подводить итоги пенсионной реформы еще рано: «Рассмотрение вопроса об отмене повышения пенсионного возраста, как результата пенсионной реформы 2019 года, преждевременно. Все решения должны основываться на итогах ее практической реализации, которые на данный момент мы не можем подвести из-за небольшой продолжительности действия законопроекта».

В правительстве уверены, что пенсионная реформа будет действовать в стране еще не менее 2-3 лет. И только по истечении данного срока получится сделать окончательные выводы об эффективности законопроекта.

Последние новости об индексации пенсий

С 1 января 2022 года страховые выплаты были проиндексированы на 5,9%. Данное заявление сделал министр труда РФ Антон Котяков. Таким образом, размер фиксированной выплаты составил 6401,10 рублей, а средняя страховая пенсия превысила 17 тысяч рублей.

На сегодняшний день среднегодовой размер пенсии для неработающих пенсионеров составляет не менее 18521 рублей.

Несмотря на повышение суммы выплат, пенсионеры остались недовольны размером проиндексированной пенсии. По мнению россиян, такую надбавку можно назвать «слезами» из-за стремительного увеличения цен на продукты, непродовольственные товары и услуги ЖКХ.

«Правительство должно сделать все, чтобы были выполнены обещания прошлых лет, поэтому мы не можем забывать о повышении пенсионных выплат на уровень фактической инфляции», – заявил президент России 23 декабря 2021 года.

Не исключено, что к февралю текущего года власти страны проиндексируют выплату повторно, так как уровень годовой инфляции сейчас достигает около 8,4%, а значит и индексация пенсии должна быть проведена не менее чем на 8,41%. Правда, неизвестно, какое окончательное решение по поводу повышения пенсий примут власти страны, возможно, вместо индексации будут предложены разовые выплаты.

В России могут опять поменять пенсионный возраст? Разбираемся в наболевшем вопросе

Пенсионный возраст оказался вопросом крайне сложным для понимания, особенно в России. Поэтому многие новости сейчас могут сбить с толку. Так, недавно вышло сообщение о том, что в России могут смягчить условия выхода на досрочную пенсию. Это вызвало ряд предположений, что пенсионный возраст в России понизят. Кроме того, депутаты предложили уменьшить возраст начисления прибавки к пенсии. Давайте постараемся ответить на главные и нестыдные вопросы о том, что происходит с пенсионным возрастом в России.

Пенсионный возраст снизят?

Нет! «Основной», или общеустановленный пенсионный возраст, дающий право на страховую пенсию по старости (это основная пенсия в стране) и социальную пенсию, остается прежним. Два года назад власти страны приняли решение поднять его, и с 1 января 2019 года он планово, поэтапно поднимается. С этой точки зрения ничего менять не планируется.

Напомним: для постепенного повышения пенсионного возраста в России предусмотрен переходный период продолжительностью 10 лет. Он начался в и завершится в 2028 году. В 2029 году пенсионный возраст для мужчин будет составлять 65 лет, для женщин — 60 лет. Для получения страховой пенсии есть еще требования по стажу и пенсионным коэффициентам (их иногда еще называют пенсионными баллами). В течение десяти лет, пока идет реформа, эти показатели также будут меняться и к 2029 году составят — 15 лет рабочего стажа и 30 баллов.

Есть ли какие-то льготы при повышении пенсионного возраста?

Да! В прошлом и текущем году действует льгота для выходящих на пенсию, чтобы адаптировать граждан к новой реальности — назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Это женщины года рождения и мужчины года рождения. Благодаря льготе пенсия по новым основаниям в 2020 году назначается женщинам в возрасте 56,5 лет и мужчинам в возрасте 61,5 лет. А еще 2020 году для выхода на пенсию требуется не менее 11 лет стажа и 18,6 пенсионных коэффициента.

Читайте также:
Россияне часто забывают об автомобильном налоге

Еще с введением пенсионной реформы появились новые основания досрочного выхода на пенсию:

  • за длительный стаж (женщины со стажем от 37 лет и мужчины со стажем от 42 лет);
  • для многодетных матерей с тремя и более детьми (или двумя и более, если женщина работала на Крайнем севере и приравненных к нему территориях);
  • для безработных предпенсионного возраста.

На сайте Пенсионного фонда России можно подробно узнать и о льготном периоде, и о тех, у кого пенсионный возраст не меняется. Последнее в первую очередь относится к инвалидам, а также к «досрочникам», о которых наш журнал подробно писал в прошлом году.

А смягчение условий выхода на пенсию — это не понижение пенсионного возраста?

Нет! Закон о повышении возраста выхода на пенсию и так предусматривает право стать пенсионером тем, кто в предпенсионном возрасте лишился работы. Пенсионный фонд России может назначить им пенсию на два года раньше общеустановленного уровня. При этом у мужчин страховой стаж должен быть не менее 25 лет, а у женщин — не менее И еще: невозможность найти работу должна подтвердить служба занятости.

По планам (обращаем ваше внимание — только по планам, о которых написала газета «Известия»), Минтруд предлагает разрешить в течение 2020 года претендовать на досрочную пенсию тем гражданам, которым осталось не два, а три года до выхода на заслуженный отдых. При использовании этого смягчения пенсионный возраст для женщин может наступить в 52,5 года и для мужчин — в 57,5 лет, в случае потери ими работы. Условие по обязательному наличию трудового стажа в плане не приводится.

Но это все еще неточно!

Для пенсионеров, которые копят сами, пенсионный возраст какой?

Так называемый «старый» пенсионный возраст на уровне 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин установлен:

  • для получателей накопительной пенсии в системе обязательного пенсионного страхования (накопительная пенсия формируется у всех граждан 1967 года рождения и моложе, деньги копятся на специальных пенсионных счетах в Пенсионном фонде России или негосударственном пенсионном фонде);
  • для участников программ негосударственного пенсионного обеспечения (добровольных накоплений, которые формируются на индивидуальных пенсионных счетах в НПФ).

Окей, я хочу сохранить старый пенсионный возраст, как мне подключиться к такой программе?

Здесь нет никаких ограничений: вам нужно зайти на страничку негосударственного пенсионного фонда — например, к нам на НПФ «САФМАР» — и заключить договор онлайн. Далее вносить средства на пенсионный счет, и по достижении прежнего пенсионного возраста вам начнут выплачивать пенсию.

А что с пенсионной надбавкой? Возраст для ее начисления все же понизят?

Мы еще не знаем! Сейчас, по закону «О страховых пенсиях», гражданам в возрасте 80 лет начинают делать доплату в размере 100% фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Как предлагают некоторые депутаты — и они уже внесли свой законопроект в Госдуму — такое начисление надо делать не с 80, а с 75 лет. Эта необходимость связана с тем, что люди в этом возрасте имеют хронические заболевания, им нужно больше социальной поддержки и, как следствие, доплат. Если закон примут, то он может вступить в силу с 1 января 2021 года.

Но закон еще должны принять в Госдуме в трех чтениях, а также его должен одобрить Совет Федерации и подписать президент России.

Читайте также:
Налоговики Москвы рассказали, как рассчитывать транспортный налог при использовании «Платона»

UPD. Уже после написания этой статьи пришло сообщение от том, что правительство России дало отрицательный отзыв на законопроект о понижении возраста для получения пенсионной надбавки.

ЦИК отказал в проведении референдума о пенсионной реформе

На заседании в среду, 17 октября, Центризбирком отказал инициативным группам в проведении всероссийского референдума по пенсионному возрасту.

В постановлении ЦИК указано, что срок подачи ходатайств в Центризбирком о референдуме истек. Документ ссылается на ч. 26 ст. 15 закона «О референдуме РФ», согласно которой, если в течение двух месяцев со дня регистрации первой региональной подгруппы в ЦИК не поступит ходатайство, Центризбирком принимает решение о прекращении процедур по реализации проведения референдума. За принятие постановления проголосовали девять членов комиссии, один высказался против.

Первая инициативная группа была зарегистрирована 13 августа в Вологодской области, отметила секретарь ЦИК Майя Гришина. В связи с этим ЦИК приняла решение прекратить процедуры подготовки к референдуму по всеми пяти предложенным группами вопросам.

Выступая в ЦИК, первый секретарь Алтайского краевого комитета КПРФ Мария Прусакова, которая стала одним из организаторов федеральной инициативной группы, заявила о невозможности подготовиться к референдуму. Она объяснила это неорганизованностью участников организации референдума, не входящих в федеральные партии — КПРФ и «Справедливую Россию» и нехваткой информации об уполномоченных в других инициативных группах по референдуму.

Глава ЦИК Элла Памфилова пожелала КПРФ в каждом регионе «завести такой кадр», как Прусакова, который активно бы занимался своей работой, и заявила, что члены ЦИК «не могут бегать за каждым из участников референдума».

Ранее ЦИК одобрила пять схожих формулировок вопросов для референдума, связанных с повышением пенсионного возраста. В конце сентября 13 групп, зарегистрированных в регионах и представляющих четыре формулировки вопроса из пяти, провели собрание в Москве и по его итогам представили в ЦИК ходатайство о регистрации федеральной инициативной группы. Встреча была организована представителями КПРФ совместно с главой московской инициативной подгруппы, справороссом Ильей Свиридовым.

Сформулированный вопрос звучал так: «Вы за то, чтобы установленный законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении по состоянию на 1 июля 2018 года возраст, по достижении которого граждане Российской Федерации получают право на назначение пенсии по старости, не повышался?»

Зампредседателя ЦИК Николай Булаев, комментируя эту встречу, выразил организаторам плебисцита «соболезнования». На собрание уполномоченных региональных представителей пришли 13 человек, а по законодательству минимальное количество участников для кворума составляет 43, напомнил он. «Поэтому, коллеги, примите наши соболезнования — нужно было все-таки от цифры 13 уйти», — сказал тогда Булаев.

Свиридов, выступивший после Прусаковой, напомнил, что законодательство о референдуме содержит много «подводных камней», из-за которых общероссийский плебисцит так ни разу в стране и не состоялся.

4 октября президент России Владимир Путин подписал закон о пенсионной реформе. С 2019 года начнется поэтапное повышение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин. При этом накопительную пенсию начнут выплачивать на пять лет раньше: мужчинам — с 60 лет, женщинам — с 55 лет. Стаж для досрочного выхода на пенсию снизится: для женщин он сократится с 40 до 37 лет, для мужчин — с 45 до 42 лет. Также досрочно на пенсию смогут выйти многодетные матери в зависимости от количества детей. Согласно поправкам в Уголовный кодекс, одобренным Госдумой, за необоснованный отказ в принятии на работу предпенсионеров или за их увольнение работодателям грозят штрафы и обязательные работы. Пенсионные законы были приняты Госдумой 25 и 27 сентября, а 3 октября пакет одобрил Совет Федерации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: