Акцизы прямогонного бензина могут быть перераспределены

Кто является плательщиками акцизов (нюансы)?

  • Кто может быть признан плательщиком акцизов?
  • В каких случаях возникает обязанность по уплате акцизов?
  • Какие товары являются подакцизными?
  • Операции, порождающие «акцизную» обязанность
  • Что не облагается акцизами?
  • Признаются ли плательщиками акцизов индивидуальные предприниматели и спецрежимники?
  • Кто будет плательщиком акциза, если товары продает посредник?
  • Итоги

Кто может быть признан плательщиком акцизов?

Перечень лиц, которые могут признаваться плательщиками акцизов, приведен в п. 1 ст. 179 НК РФ. К ним относятся:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, которые перемещают подакцизные товары через таможенную границу нашей страны, определяемые в соответствии с таможенным законодательством.

Как платить акцизы организациям, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

В каких случаях возникает обязанность по уплате акцизов?

Налогоплательщики акцизов имеют постоянный статус только в том случае, когда они регулярно совершают операции, облагаемые этим налогом. У остальных подобная обязанность может возникать от случая к случаю. Дело в том, что уплатить акциз любой из указанных выше субъектов должен только тогда, когда совершает какую-либо из операций, подпадающих под обложение акцизами, т.е. операцию с подакцизными товарами. Если такие обстоятельства не возникли, то это к налогоплательщикам акцизов субъекта не причисляют. Об этом прямо сказано в п. 2 ст. 179 НК РФ.

Какие товары являются подакцизными?

Подакцизными товарами являются:

  1. этиловый спирт, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый дистилляты;
  2. жидкая спиртосодержащая продукция с объемной долей этанола более 9%, кроме отдельных видов:
  • лекарств;
  • ветпрепаратов;
  • парфюмерно-косметической продукции;
  • перерабатываемых отходов алкогольного производства;
  • виноматериалов;
  1. алкогольная продукция крепостью более 0,5%, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ;

    Операции, порождающие «акцизную» обязанность

    Перечень таких операций содержится в ст. 182 НК РФ. Если говорить в общих чертах, то к ним относятся:

    1. любая реализация подакцизных товаров;
    2. передача произведенных подакцизных товаров:
    • переработчиком давальцу, а также их получение переработчиком в качестве платы за свои услуги;
    • внутри организации для дальнейшего производства неподакцизных товаров (кроме прямогонного бензина, используемого для дальнейшего производства продукции нефтехимии, или денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции при наличии у организации необходимых свидетельств на совершение операций с этими веществами);
    • для собственных нужд;
    • в уставный капитал и т. п.;
    • участнику при выходе из общества;
    • на переработку на давальческой основе.
    1. ввоз подакцизных товаров в страну;
    2. получение отдельных видов подакцизных товаров, в том числе:
    • денатурированного этилового спирта;
    • прямогонного бензина;
    • бензола, параксилола или ортоксилола;
    • авиационного керосина.

    Внимание! На осуществление операций с отдельными товарами необходимы свидетельства на производство, переработку и т. п., предусмотренные ст. 179.1–179.3 НК РФ.

    Что не облагается акцизами?

    При условии ведения отдельного учета акцизами не облагаются (ст. 183 НК РФ):

    1. передача внутри организации одних подакцизных товаров для производства других подакцизных товаров; исключение предусмотрено подп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ для этилового спирта;
    2. экспорт подакцизных товаров, в том числе если их экспортирует собственник — заказчик переработки или кто-то по его поручению, а также ввоз таких товаров в портовую ОЭЗ с остальной части нашей страны;
    3. первичная реализация или передача конфиската, бесхозяйных или отказных подакцизных товаров на промышленную переработку под контролем таможенников или налоговиков либо на уничтожение;
    4. передача внутри организации:
    • произведенного этилового спирта для дальнейшего производства спиртосодержащих парфюмерно-косметических аэрозолей, бытовой химии;
    • ректификованного этилового спирта, произведенного из спирта-сырца, подразделению, производящему алкогольные напитки;
    1. произведенных алкогольных дистиллятов (винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового) для выдержки или купажирования в целях дальнейшего производства (розлива) этой же организацией алкогольной продукции;
    2. некоторые операции с авиационным керосином и бензолом, параксилолом и ортоксилолом.

    Признаются ли плательщиками акцизов индивидуальные предприниматели и спецрежимники?

    НК РФ в ст. 179 определяет, что налогоплательщиками акцизов являются не только юрлица, но и индивидуальные предприниматели. Основное условие здесь одно для обоих категорий хозяйствующих субъектов – чтобы им был присвоен такой статус, они должны проводить соответствующие операции. Исключение составляют перекупщики, но о них пойдет речь ниже в отдельной главе.

    Как ИП платить акцизы, подробно рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

    Для спецрежимников ситуация требует отдельного пояснения: они могут быть плательщиками акцизов, но не всегда могут применять спецрежимы. Сразу обратим внимание, что речь здесь идет только о лицах на ЕСХН и УСН.

    Теперь объясним наш вывод подробнее.

    Такие системы, как ЕСХН и УСН, недопустимы для тех, кто занят производством подакцизных товаров, в том числе на давальческих началах (подп. 2 п. 6 ст. 346.2, подп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, письма Минфина России от 18.03.2011 № 03-07-06/70).

    Важно! Под производством в целях «акцизной» главы НК РФ понимается не только выпуск подакцизных товаров сам по себе, но и:

    • розлив алкогольной продукции и пива, являющийся частью общего производственного процесса;
    • любое смешение товаров в местах их хранения и реализации (кроме общепита), в результате которого получается подакцизный товар, облагаемый акцизом по большей ставке, чем само сырье.

    При совершении операций не с произведенными, а с приобретенными товарами применять упрощенку и сельхозналог можно.

    При этом нужно иметь в виду, что данные спецрежимы не освобождают лиц, их применяющих, от уплаты акцизов. Ведь в п. 3 ст. 346.1 и пп. 2–3 ст. 346.11 НК РФ в числе налогов, которые заменяются специальным, акцизы не указаны.

    Это значит, что упрощенец или плательщик ЕСХН, совершая допустимые для него подакцизные операции, должен выполнять все обязанности плательщика акциза.

    Кто будет плательщиком акциза, если товары продает посредник?

    При реализации подакцизных товаров плательщиками акцизов являются практически всегда производители. Исключение составляет продажа конфиската, бесхозяйных и отказных ценностей. Поэтому и при заключении посреднического договора платить акциз должен производитель. Причем здесь особенностью налогообложения будет то, что акциз нужно начислять уже в момент передачи подакцизной продукции посреднику, не дожидаясь продажи товаров конечному покупателю. Объясняется это положениями п. 2 ст. 195 НК РФ, который определяет дату реализации подакцизных товаров как день их отгрузки или передачи. Поэтому, несмотря на сохранение права собственности на подакцизные товары за производителем, посчитать налог нужно сразу при передаче их посреднику. Так считает Минфин России (см. письмо от 01.10.2008 № 03-07-06/87).

    Итоги

    Плательщиками акцизов являются и организации и ИП. При этом неважно какую систему они применяют. Ни один спецрежим не освобождает от обязанности платить акцизы. Но спецрежимники не вправе заниматься производством подакцизных товаров. В этом случае они должны перейти на ОСНО.

    Транспортный налог и акцизы

    Владельцы транспортных средств часто заявляют о двойном налогообложении своих авто. Кроме транспортного налога, который они ежегодно уплачивают в региональный бюджет, автовладельцы сталкиваются с двумя акцизами. Первый заложен в цену самого авто, а второй — включен в цену бензина и дизельного топлива, так как все это подакцизные товары.

    Акциз на топливо

    Акцизам посвящена глава 22 НК РФ. Бензин — это не единственный подакцизный товар, но именно он интересует всех автовладельцев. Акциз на бензин появился еще в 1994 году. Рассчитывался он по октановому числу, чем оно выше, тем выше ставка.

    С 2011 года октановое число было заменено на класс экологической безопасности. Ставки закреплены в ст. 193 НК РФ. Бензин, не соответствующий классу 5, с 1 января 2021 года облагается акцизом по ставке 13 624 рубля за 1 тонну. При этом ставка ежегодно растет, уже установлены значения на 2022 и 2023 года — 14 169 рублей за 1 тонну и 14 736 рублей за 1 тонну соответственно.

    Бензин класса 5 более экологичен, поэтому ставка ниже. На 2021 год на 1 тонну бензина приходится 13 262 рубля акциза. Ставка на Евро-5 также вырастет в 2022 и 2023 года — 13 793 рублей за 1 тонну и 14 345 рублей за 1 тонну соответственно.

    Ставка акциза на дизельное топливо существенно ниже. 9 188 рублей за тонну — в 2021 году, 9 556 рублей за тонну — в 2022 году, и 9 938 рублей за 1 тонну — в 2023 году.

    Зная ставку акциза за 1 тонну бензина, можно посчитать размер акциза в 1 литре топлива. Действующий акциз на Евро-5 — 13 262 рубля за 1 тонну, следовательно, 13,26 рубля за 1 кг топлива.

    Однако 1 кг не равен 1 литру бензина, так как плотность бензина меньше плотности воды. Для расчетов принимаем плотность бензина 750 кг/м3. Следовательно, 1 кг бензина соответствует 1,33 литрам.

    Ставка акциза в литре бензина составляет 9,97 рублей. При цене бензина примерно в 45 рублей доля акциза в его стоимости составляет 22 %. При этом акциз — это не единственный налог в бензине. В цену включены также НДС и налог на добычу полезных ископаемых.

    Ежегодный рост акцизов сказывается и на постоянном росте цен на топливо.

    Акциз на автомобили

    Акциз на автомобиль — это второй сбор, с которым сталкиваются автовладельцы. При этом акциз включен в стоимость как отечественного транспорта, так и иномарок, ввезенных из-за границы.

    Ставка акциза зависит от мощности автомобиля, измеряемой в киловаттах или лошадиных силах. Закреплена она в ст. 193 НК РФ. Чем мощнее автомобиль, тем больше сумма акциза. Налоговый кодекс выделяет следующие группы авто по их мощности:

    • до 67,6 кВт (90 л.с.) — ставка с 2021 года 0 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.);
    • свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) — ставка в 2021 году 51 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 53 рубля, а в 2023 — 55 рублей;
    • свыше 112,5 кВт (150 л.с.) и до 150 кВт (200 л.с.) — ставка в 2021 году 491 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 511 рублей, в 2023 — 531 рубль;
    • свыше 150 кВт (200 л.с.) и до 225 кВт (300 л.с.) — ставка в 2021 году 804 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 836 рублей, в 2023 — 869 рублей;
    • свыше 225 кВт (300 л.с.) и до 300 кВт (400 л.с.) — ставка в 2021 году 1 370 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 1 425 рублей, в 2023 — 1 482 рубля;
    • свыше 300 кВт (400 л.с.) и до 375 кВт (500 л.с.) — ставка в 2021 году 1 418 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 1 475 рублей, в 2023 — 1 534 рубля;
    • свыше 375 кВт (500 л.с.) — ставка в 2021 году 1 464 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 1 523 рубля, в 2023 — 1 584 рубля.

    Разберем расчет суммы акциза на примере двух автомобилей. Например, Иванов И.И. решил купить в Германии BMW X5. У автомобиля 249 лошадиных сил. Следовательно, при прохождении таможни Иванов заплатит по 804 рубля за каждую «лошадь», всего — 200 196 рублей.

    Или Иванов купит за границей TOYOTA Corolla, у которой 122 лошадиные силы. На таможне он отдаст гораздо меньше — 51 рубль за каждую «лошадку», то есть 6 222 рубля.

    Транспортный налог

    Акцизы в стоимости бензина и топлива — это еще не все. Каждый автовладелец ежегодно платит транспортный налог в региональный бюджет. Ставка налога закреплена в ст. 361 НК РФ.

    Порядок расчета очень похож на расчет акциза на автомобиль, так как сумма налога напрямую зависит от мощности двигателя в киловаттах или лошадиных силах. Кроме того, на сумму налога влияет класс машины. В Налоговом Кодексе выделены следующие группы:

    • легковые автомобили до 100 л.с. включительно — 2,5 рубля за 1 л.с.;
    • от 100 до 150 л.с. включительно — 3,5 рубля за 1 л.с.;
    • от 150 до 200 л.с. включительно — 5 рублей за 1 л.с.;
    • от 200 до 250 л.с. включительно — 7,5 рублей за 1 л.с.;
    • свыше 250 л.с. — 15 рублей за 1 л.с;
    • грузовые автомобили до 100 л.с. включительно — 2,5 рубля за 1 л.с.;
    • от 100 до 150 л.с. включительно — 4 рубля за 1 л.с.;
    • от 150 до 200 л.с. включительно — 5 рублей за 1 л.с.;
    • от 200 до 250 л.с. включительно — 6,5 рублей за 1 л.с.;
    • от 250 л.с. — 8,5 рублей за 1 л.с.

    Кроме того налогом облагаются мотоциклы, мотороллеры, яхты, снегоходы, гидроциклы и так далее.
    Теперь вернемся к нашему примеру. Допустим Иванов владел автомобилем на протяжении 12 месяцев, следовательно, сумма налога за BMW X5 составит:

    7,5 руб. * 249 л.с. * 12 мес. = 22 410 рублей в год.

    А за TOYOTA сумма будет в несколько раз меньше:

    3,5 руб. * 122 л.с. * 12 мес. = 5 124 рубля в год.

    Важно! Транспортный налог идет в региональный бюджет. Ставки в регионах могут отличаться друг от друга. Кроме того, иногда применяется повышающий коэффициент, если машина новая и стоит больше 3 млн рублей.

    Двойное налогообложение

    Получается, владельцы автомобиля несут налоговую нагрузку в виде акциза в цене бензина и самой машины и ежегодно платят налог. И все эти расходы связаны с владением одним объектом — автомобилем.

    В Госдуму ежегодно приходят предложения об отмене транспортного налога, так как в целом плата за пользование автомобилем уже лежит в цене бензина в виде акциза. Такое решение поможет избежать двойного налогообложения.

    Кроме того, отказ от транспортного налога поможет поддержать тех автовладельцев, которые редко пользуются своим автомобилем. Ведь сейчас налог уплачивают все владельцы, даже если автомобиль фактически не используют.

    Но никаких существенных изменений в части акциз и налога пока не произошло, и автовладельцы платят и акциз и сам налог. Комментарий по поводу двойного налогообложения автовладельцев даже давала ФНС в своем Письме № БС-2-21/279@ от 07.03.2017 года.

    По факту объектом налогообложения акцизом признаются операции по продаже подакцизных товаров, в том числе бензина. Плательщики — производители нефтепродуктов и получатели, имеющие специальное свидетельство.

    Объект налогообложения транспортным налогом — транспортное средство, в том числе автомобили, воздушные и водные суда.

    С точки зрения НК РФ объекты налогообложения абсолютно разные. В одном случае это действия по реализации, а в другом — транспортные средства. Поэтому говорить о двойном налогообложении закон не позволяет.

    Замена транспортного налога акцизом

    Идея об отмене транспортного налога и замене его более высоким акцизом не нова. Подобную идею пытались воплотить в 2016 году, однако, акциз вырос, а налог не отменили. Есть три основные стоп-фактора для отмены налога.

    Транспортный налог — региональный налог

    За счет этого налога пополняется не федеральный, а региональный бюджет. Да, это не самая доходная его часть, но все же это деньги. Экономическое развитие части регионов России оставляет желать лучшего, а лишение их части доходов еще более усугубит ситуацию.

    Рост цен на бензин

    Просто отменить транспортный налог нельзя. Такое действие — это добровольное лишение регионального бюджета дохода, и, как следствие, сокращение финансирования части программ связанных с дорогами и транспортом. Поэтому отмененный налог нужно чем-то заменить.

    Компенсация будет происходить за счет увеличения ставки акциза на топливо. Но в таком случае существенно вырастет цена на бензин. К тому же нельзя гарантировать, что такое решение положительно скажется на автовладельцах. Вероятно, нагрузка на тех, кто интенсивно использует авто в деятельности, возрастет.

    Рост инфляции

    Топливо нужно не только для того, чтобы заправлять личный автомобиль. Бензин и другие виды топлива плотно связаны со всеми производственными цепочками. Доставка сырья, перемещение товаров, доставка работников и так далее — везде задействовано топливо.

    Рост цен на бензин приведет к скачку цен практически на все конечные продукты, начиная от продуктов питания, заканчивая предметами роскоши. Эксперты оценивают повышение цен при таком развитии событий на уровне 20-30 %.

    Вероятно, ждать отмены транспортного налога в 2021 году не стоит.

    Акциз на прямогонный бензин: когда начисляется, как рассчитать

    3 сентября 2022 году Президент России Владимир Путин подписан закон, в соответствие с которым изменен порядок расчета акциза на нефтепродукты, в том числе на прямогонный бензин. В статье разберем, когда начисляется и как рассчитать акциз на прямогонный бензин в 2022 году, а также выясним, что измениться в порядке начисления и уплаты акциза на прямогонный бензин в 2022 году.

    Акциз на прямогонный бензин в 2022 году

    Прямогонный бензин – лёгкие бензиновые фракции, которые были получены в результате переработки сырой нефти, газового конденсата, природного газа, попутного нефтегаза, горючих сланцев, угля и другого сырья. Прямогонный бензин является сырьем для производства этилена, пропилена, бутадиена, изобутилена, аммония, реактивного топлива и осветительных керосинов.

    На основании ст. 181 НК РФ прямогонный бензин признается подакцизным товаром. Перечень операций, в рамках которых прямогонный бензин облагается акцизом, а также порядок расчета и уплаты акцизного сбора на прямогонный бензин утверждены в главе 22 НК РФ.

    Когда начисляется акциз на прямогонный бензин

    В соответствие со ст. 182 НК РФ, подакцизными операциями с прямогонным бензином являются:

    1. Приобретение прямогонного бензина. Организация, приобретающая прямогонный бензин и имеющая свидетельство на его переработку, начисляет акциз при получении бензина на основании договора поставки. Согласно п. 21 ст. 182 НК РФ, подакцизной операцией признается приобретение нефтеперерабатывающим заводом (НПЗ) прямогонного бензина у российской организации.
    2. Оприходование произведенного прямогонного бензина. Начислить акциз также обязан производитель прямогонного бензина. Подакцизная операция в данном случае определяется по дате оприходования готовой продукции (прямогонного бензина) в структурном подразделении производителя.
    3. Передача прямогонного бензина. НПЗ, получивший прямогонный бензин для последующего производства неподакцизного товара, начисляет акциз на основании акта приема-передачи нефтепродуктов для переработки.

    Как рассчитать акциз на прямогонный бензин в 2022 году

    Сумма акциза, подлежащая уплате при совершении подакцизных операций с прямогонным бензином, определяется как произведение количества прямогонного бензина (в тоннах), в отношении которого совершены подакцизные операции, и ставки акциза на прямогонный бензин, размер которой установлен ст. 193 НК РФ.

    Налогоплательщик вправе уменьшить начисленный акциз на сумму вычетов в порядке, предусмотренном ст. 200 НК РФ.

    В соответствие со ст. 192 НК РФ, отчетным периодом для расчета акциза на прямогонный бензин признается календарный месяц.

    Расчет суммы акциза, начисляемой по операциям с прямогонным бензином, осуществляется по формуле:

    Акцизнефтепродукты = ПодакцизТов * Ставка – Вычеты,

    где Акциз – сумма акцизного сбора, уплачиваемая налогоплательщиком при совершении подакцизных операций с прямогонным бензином;
    ПодакцизТов – количество подакцизного товара, в течение отчетного периода оприходованного/полученного/приобретенного организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина (в тоннах);
    Вычеты – сумма вычетов, предоставляемых в соответствие со ст. 200 НК РФ;
    Ставка – ставка акциза, действующая в отношении прямогонного бензина (ст. 193 НК РФ).

    В 2022 году акциз на прямогонный бензин рассчитывается по ставке 13.100 руб. за 1 тонну.

    Рассмотрим пример. 03.09.2022 года НПЗ «Север» заключил договор поставки нефтепродуктов с АО «Нефть Пром». Согласно договора, «Нефть Пром» реализует НПЗ «Север» прямогонный бензин в общем количестве 1.300 тонн. «Нефть Пром» обязуется осуществить поставку в 3 этапа:

    • 1 этап – 400 тонн в срок до 30.09.2022;
    • 2 этап – 400 тонн в срок до 31.10.2022;
    • 3 этап – 500 тонн в срок до 30.11.2022.

    Фактическая поставка прямогонного бензина произведена в следующем порядке:

    • 400 тонн – 23.09.2022;
    • 400 тонн – 15.10.2022;
    • 500 тонн – 19.11.2022.

    На каждом этапе поставка сопровождалась оформлением товарно-транспортной накладной и акта приема-передачи.

    В соответствие с условиями договора, 20.11.2022 НПЗ «Север» перечислил «Нефть Пром» оплату за поставленный прямогонный бензин на основании счета-фактуры.

    НПЗ «Север» начислен акциз на полученный прямогонный бензин в следующем порядке:

    Отчетный период

    17.030.000 руб.

    Порядок уплаты акциза на прямогонный бензин

    В соответствие со ст. 204 НК РФ, организации, совершающие подакцизные операции с прямогонным бензином, оплачивают акциз в срок до 25-го числа месяца, следующего за отчетным. Кроме того, плательщики акциза на прямогонный бензин обязаны ежемесячно подавать налоговую декларацию в срок до 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

    Бланк налоговой декларации по акцизам на бензин и нефтепродукты (форма КНД 1151039) можно скачать здесь ⇒ Декларация по акцизу на нефтепродукты КНД 1151039.

    При нарушении сроков уплаты акциза и при непредоставлении налоговой декларации с налогоплательщика взымается штраф:

    • в размере 20% от суммы недоимки при просрочке платежа, недоплате;
    • в размере 5% от суммы начисленного акциза при непредоставлении налоговой декларации либо при нарушении сроков подачи отчетности.

    Вышеуказанные меры взыскания предусмотрены ст. 122 НК РФ.

    Повышение акциза на прямогонный бензин в 2022 году

    01.01.2022 года в силу вступает ФЗ-301, в соответствие с которым вносятся изменения в некоторые положения НК РФ, в том числе в те статьи НК, которые регламентируют порядок расчета акциза на прямогонный бензин.

    В частности, с 1 января 2022 года ст. 193 НК РФ дополняется пунктами 6 – 9, согласно которым расчет акциза на прямогонный бензин в 2022 году будет рассчитываться по формуле:

    Акцизпрямогонный бензин = ПодакцизТов * Ставкапрямогонный бензин – Вычеты,

    где Акцизпрямогонный бензин – сумма акцизного сбора, уплачиваемая налогоплательщиком при совершение подакцизных операций с прямогонным бензином;
    ПодакцизТов – количество подакцизного товара в тоннах;
    Вычеты – сумма вычетов, предоставляемых в соответствие со ст. 200 НК РФ;
    Ставкапрямогонный бензин – ставка акциза, действующая в отношении прямогонного бензина и нефтепродуктов.

    Если до конца 2022 года налогоплательщики рассчитывают акцизный сбор на прямогонный бензин по твердой ставке (13.100 руб./1 т), то с 1 января 2022 года законодателями утверждена комбинированная ставка акциза, размер которой определяется по формуле:

    Ставкапрямогонный бензин = 13.100 руб. + 4.865 руб. * Коэфф,

    где Коэфф – корректирующий коэффициент, применяющийся в следующем порядке:

    • Коэфф2022 – 0,167;
    • Коэфф2022 – 0,333;
    • Коэфф2022 – 0,5;
    • Коэфф2022 – 0,667;
    • Коэфф2023 – 0,833;
    • Коэффс 01.01.2024 – 1.

    Рассмотрим пример. В марте 2022 года АО «Нефть Пром» произвело прямогонный бензин и оприходовало готовую продукцию в количестве 17,5 тонн на складе.

    Расчет суммы акциза, подлежащей уплате «Нефть Промом» по итогам отчетного перида, производится в следующем порядке:

    (13.100 руб. + 4.865 руб. * 0,167) * 17,5 = 243.467,96 руб.

    Срок подачи налоговой декларации и уплаты акциза на прямогонный бензин в бюджет – до 25.04.2022 года.

    Комплекс льгот для нефтехимического комплекса

    Глава «Роснефти» Игорь Сечин в августе направил письмо президенту Владимиру Путину с предложением предоставить масштабные льготы крупным нефтегазохимическим проектам на Дальнем Востоке. Об этом РБК рассказали четыре источника, близких к правительству.

    Компания прорабатывала возможность строительства Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК) в Находке, инвестиции в который оценивались в сумму до 1,5 трлн руб. Но в мае 2019 года «Роснефть» приостановила реализацию ВНХК на фоне снижения рентабельности проекта. На встрече с президентом Владимиром Путиным в «Ново-Огарево» 18 августа Игорь Сечин рассказал, что компания готова вернуться к строительству завода в случае улучшения налоговых условий. Пока на Дальнем Востоке дефицит перерабатывающих мощностей и поэтому в регионе дорогое топливо, а ВНХК будет выпускать не только нефтехимию, но и нефтепродукты, подчеркнул глава «Роснефти». В ответ на это президент поручил оформить и представить предложения для реализации проекта.

    Что известно о ВНХК

    Согласно последней публичной информации, ВНХК планирует ежегодно перерабатывать 12 млн т нефти и выпускать около 8 млн т нефтепродуктов (включая бензин и дизель) и 3,4 млн т нефтехимической продукции. Еще в начале обсуждения проекта «Роснефть» указывала, что комплекс позволит «закрыть дефицит моторных топлив на Дальнем Востоке».

    Тогда компания для реализации проекта предлагала распространить на него «благоприятный налоговый режим» и заморозить транспортные тарифы, а также пыталась привлечь деньги на проект из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Кроме того, она приглашала к участию иностранных партнеров, в том числе американскую ExxonMobil, сообщали «Ведомости», но в итоге стороны не договорились.

    Вопрос о стимулах для ВНХК находится в проработке, сказал РБК представитель профильного вице-премьера Юрия Борисова. Представители «Роснефти» и Минфина не ответили на запросы. Представитель Минэнерго отказался от комментариев.

    Что предложил Сечин

    Глава «Роснефти» предложил президенту изменить Налоговый кодекс, чтобы гарантировать «экономически эффективную модель развития крупных нефтегазохимических проектов на Дальнем Востоке», пересказали его письмо два источника РБК. В качестве стимулов предлагается увеличить обратные акцизы на нефть и нафту, поставляемые на дальневосточные нефтегазохимические проекты, которые компании могут получить из бюджета. Для обратного акциза на нефть глава госкомпании предложил ввести логистический коэффициент 2, а на нафту считать по особой формуле с повышенным коэффициентом (самой формулы в письме нет), говорят четыре источника РБК. По словам одного из них, по предложению «Роснефти» обратный акциз для нафты должен вырасти с 12,6 тыс. до 18 тыс. руб. на одну тонну с 2024 года. Это подтвердил источник, близкий к правительству.

    В таком случае при цене на нефть $60 за баррель обратный акциз на нее при переработке 12 млн т в год на ВНХК мог бы вырасти на 38 млрд руб. в год, а на нафту — на 27 млрд руб. в год, то есть в целом это ежегодно около 65 млрд руб., говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.

    Эти условия Сечин предложил зафиксировать на 30 лет, говорят два источника РБК. По их словам, глава госкомпании попросил президента поручить правительству внести соответствующие поправки в Госдуму до конца сентября. На открытой части встречи с Путиным в «Ново-Огарево» Сечин сказал: «Нам нужен стабильный налоговый режим, который позволил бы планировать экономику этого предприятия минимум на 30 лет».

    По словам двух собеседников РБК, с помощью стимулов компания хочет вернуть проекту доходность примерно пятилетней давности, которая в последние годы упала из-за изменения цен на нефть и налогов. Например, в 2014 году внутренняя норма доходности (IRR) ВНХК составляла 18%, а сейчас IRR новых нефтехимических проектов — около 11%, вспоминает один из них. Льготы по обратным акцизам позволят компании увеличить доходность примерно до 20% в рублях (около 16% в долларах), говорит другой собеседник.

    За последние два года «Роснефть» второй раз предлагает ввести повышенные вычеты на сырье для ВНХК, утверждают два источника, близких к правительству. По их словам, в рамках предыдущих переговоров кабмин рекомендовал подготовить «более разумные» предложения.

    Традиционно минимальный IRR для проектов в сегменте downstream (нефтепереработка и нефтехимия) в России составляет 10–12% в долларах США, говорит аналитик Газпромбанка Евгения Дышлюк. Показатель IRR для таких проектов считается в долларах, так как они ориентированы на экспорт, а цены на продукцию на внутреннем рынке привязаны к зарубежным, объясняет эксперт.

    Одна из крупнейших в мире нефтегазовых компаний, Total, оценивает IRR своих нефтехимических проектов в разных странах (США, Алжир, Саудовская Аравия и Южная Корея) как «выше 15%». Но обычно уровень для западных компаний ниже — это объясняется в первую очередь доступом к более дешевому финансированию, отмечает старший аналитик Wood & Co. Ильдар Давлетшин. У российских проектов IRR значительно выше из-за более дорогих кредитов, а также страновых рисков, которые включают и нестабильные налоговые условия, отмечает эксперт. Но проекты в Азии (в том числе китайские), основные конкуренты ВНХК, могут изменить будущую картину в предложении нефтехимической продукции и потенциально снизить маржу проекта, добавляет он.

    Желание «Роснефти» добиться более высокой доходности понятно: нефтяные компании могут инвестировать и в добычу, которая намного рентабельнее, чем переработка и нефтехимия, так что новые проекты с IRR ниже 15% они не утверждают, говорит один из источников РБК. Другая причина — желание продемонстрировать зарубежным партнерам, что государство поддерживает проект, говорит еще один собеседник РБК.

    Зачем нужны обратные акцизы

    Обратные акцизы правительство придумало для НПЗ и нефтехимических предприятий, чтобы компенсировать им рост цен на сырье из-за налоговых маневров. Для отдельных заводов также ввели логистические коэффициенты, которые увеличивают вычеты из бюджета в 1,1–1,5 раза. Логика такая: чем дальше завод находится от границы, тем дороже его сырье, слабее позиции на экспортных рынках и, соответственно, тем больше поддержка от государства. ВНХК планируется построить на побережье Тихого океана — близко к экспортным рынкам, но далеко от источника сырья, пересказали два чиновника аргументы «Роснефти».

    Почему «Роснефть» откладывала ВНХК

    О строительстве крупного НПЗ мощностью 20 млн т вблизи Находки, на конечной точке нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), «Роснефть» задумалась еще в 2006 году, говорил в то время ее глава Сергей Богданчиков (тогда Сечин возглавлял совет директоров компании). В 2010-м компания переформатировала НПЗ в нефтехимический комплекс (ВНХК) и затем неоднократно меняла конфигурацию проекта. В мае прошлого года, после десяти лет обсуждений, она исключила проект из своей инвестпрограммы.

    Проект ВНХК был рентабельным в рамках существовавшей налоговой системы, а теперь «как таковой был снят, исключен из инвестиционной программы компании» в связи с завершением большого налогового маневра, который предполагал постепенное обнуление экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, а также рост налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), объяснял тогда первый вице-президент «Роснефти» Павел Федоров.

    Еще одна причина — ручное регулирование нефтеперерабатывающего бизнеса со стороны правительства, следовало из слов Федорова. «Все слышали о соглашениях [о заморозке цен на топливо], которые были продлены сейчас на три месяца. И мы считаем не нулевыми перспективы продления этих соглашений и до конца года, и может быть, на более продолжительный период времени», — говорил он.

    Тогда в Минфине заявили, что налоговый маневр в нефтяной отрасли не мог служить препятствиям для проекта «Роснефти», а, наоборот, улучшал экономические показатели реализации его первой очереди. Тем не менее нефтяная компания допускала, что вернется к проекту «при наличии привлекательных и гарантированно стабильных фискальных и регуляторных условий».

    Лендлорды придержат налоги

    Владельцы недвижимости хотят остановить повышение выплат государству

    Заручившись поддержкой бизнес-омбудсмена Бориса Титова, собственники коммерческой недвижимости надеются ограничить рост налогов на землю и имущество 10% в год. Соответствующее предложение уже направлено премьеру Михаилу Мишустину. Хотя экономического основания для повышения платежей на фоне кризиса и снижения доходности объектов нет, аналитики сомневаются, что власти пойдут навстречу бизнесу.

    Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

    Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

    Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов обратился к премьеру Михаилу Мишустину с предложением ограничить рост налоговых платежей, рассчитываемых исходя из кадастровой стоимости, для собственников коммерческой недвижимости 10% на 2020 и 2021 годы. Копия письма есть у “Ъ”.

    Кадастровая оценка недвижимости выполняется исходя из показателей на 1 января, что не позволяет учесть снижение доходности объектов из-за пандемии COVID-19.

    Кроме того, собственники вынуждены нести дополнительные расходы на обеспечение новых санитарно-эпидемиологических требований, говорится в письме. В пресс-службе правительства в пятницу не смогли предоставить оперативный комментарий.

    Кадастровая стоимость используется для расчетов налогов на имущество и землю, которые поступают в региональный и местный бюджеты соответственно. Оценку недвижимости регионы проводят сами раз в четыре года, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь — каждые два года.

    В Севастополе, по словам управляющего партнера компании «Митсан Консалтинг» Дмитрия Желнина, переоценка проводится как раз в этом году. Власти Москвы отказались от проведения новой оценки этим летом, а в Санкт-Петербурге решили не учитывать ее результаты. «Исходя из полученных данных, кадастровая стоимость недвижимости в Санкт-Петербурге могла бы вырасти в среднем на 20%»,— отмечает господин Желнин. Остальные регионы ведут переоценку по собственному графику. Директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ Антон Степанов поясняет, что даже без пересмотра стоимости недвижимости налоговые сборы в Москве и Санкт-Петербурге изменятся за счет увеличения ставок, которые в этом году должны вырасти с 1,6% до 1,7% и с 1% до 1,25% соответственно.

    Советник бизнес-омбудсмена Антон Свириденко поясняет, что из некоторых регионов к господину Титову пришли обращения с жалобами на увеличение кадастровой стоимости недвижимости в 10–15 раз, тогда как выручка объектов на фоне введенных из-за COVID-19 ограничений сократилась на 85%.

    Он добавляет, что в период простоя офисной и торговой недвижимости собственники по-прежнему несли расходы на эксплуатацию.

    Господин Свириденко отмечает, что сейчас для части недвижимости, налоги на которую рассчитываются исходя из коммерческой стоимости, включая жилье, уже установлен предельный повышающий коэффициент 1,1, который фактически ограничивает рост платежей 10% в год. Господин Титов просит распространить этот лимит на 2020–2021 годы и на бизнес.

    Как собственники недвижимости просили власти не увеличивать налоги

    Управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов подтверждает, что на выплату налогов на имущество и аренду в структуре расходов владельцев коммерческой недвижимости приходится существенная сумма, например, около 3–4% от выручки торговых центров. «Постоянное повышение этих платежей существенно снижает доходность бизнеса, усложняя процесс привлечения кредитных средств»,— поясняет он.

    По словам Антона Степанова, предложенные Борисом Титовым поправки в целом призваны соблюсти один из базовых принципов налогообложения — экономическое основание, которое для роста налогообложения в условиях падения рынка отсутствует.

    Однако юрист Forward Legal Федор Закабуня сомневается, что эти идеи получат положительный отклик со стороны властей. Правительство, поясняет он, уже задействовало существенные материальные ресурсы на поддержку бизнеса, и в условиях дефицитов бюджетов новые меры практически неосуществимы.

    Борис Титов: Нужно ограничить налог на имущество при переходе на кадастровую оценку

    Лента новостей

    • 17:15 Шойгу: все миротворцы покинут Казахстан к 19 января
    • 16:44 Рябков: Путин советовался с военными по ситуации вокруг Донбасса
    • 16:13 Учебники по финансовой грамотности внесены в федеральный перечень
    • 15:43 Лавров назвал планы новых санкций США «нервным срывом»
    • 15:24 Пенсии проиндексируют задним числом с начала года
    • 14:56 Имя Мохамед стало самым распространенным мужским именем в столице Бельгии
    • 14:24 Минобороны Германии: «Мы не должны втягивать «Северный поток — 2» в конфликт на Украине»
    • 13:54 Володин: законопроект о пожизненном заключении для педофилов-рецидивистов следует принять до 1 февраля
    • 13:25 Роспотребнадзор: пельмени в школах подавать можно, но сложно готовить
    • 13:11 Экс-мэр Ярославля Урлашов отозвал ходатайство об УДО
    • 13:00 В Кремле считают неудачными переговоры Россия — США
    • 12:54 Кудрин: России пора готовиться к энергопереходу
    • 12:38 Пожар в кафе в центре Москвы привел к обрушению крыши в административном здании
    • 12:24 «Известия»: Россия может отказаться от использования иностранных космических спутников
    • 11:58 Резкий рост: в РФ за сутки выявлено более 21 тысячи новых случаев коронавируса
    • 11:55 ДДТ собрала на свой новый альбом рекордные 25 млн рублей
    • 11:37 ТАСС: в центр Москвы в многоэтажку вызвали взрывотехников
    • 11:24 МВД предложило высылать иностранцев из РФ за грубые административные правонарушения
    • 10:56 Мишустин поручил до 14 января оценить готовность больниц к созданию резерва коек для больных ковидом
    • 10:52 Миротворцы ОДКБ начали передавать стратегические объекты Казахстана местным военным
    • 10:24 В Алма-Ате впервые после беспорядков для транспорта и прохода людей открыта площадь Республики
    • 09:55 Центр Гамалеи: вакцина для подростков поступит в оборот на следующей неделе
    • 09:52 В Костроме после убийства 5-летней девочки полицейских заподозрили в халатности
    • 09:25 Гололедица, сильный снег и ветер: москвичей предупредили о «желтом уровне» погодной опасности
    • 08:56 Столичные власти введут новые ограничения при высокой загрузке системы здравоохранения
    • 08:24 Глава СКР предложил вернуть контроль за оружием в МВД
    • 07:32 Посетителей массово эвакуируют из торговых центров Красноярска
    • 07:04 На Камчатке проводят проверку из-за смерти студентки после прививки
    • 00:33 Литва разрывает транспортный контракт с «Беларуськалием»
    • вчера, 23:29 Джонсон извинился за праздник в своей резиденции в разгар пандемии
    • вчера, 22:49 В Перми отменили традиционные крещенские купания
    • вчера, 22:24 Организаторы Берлинале подтвердили очный формат фестиваля
    • вчера, 21:53 Полякам рекомендовали не кипятить полный чайник для экономии газа
    • вчера, 21:21 Инфляция в США оказалась самой высокой за 40 лет
    • вчера, 21:13 РБК: опубликован проект санкций США против Путина и госдолга России
    • вчера, 20:49 КХЛ из-за стремительного распространения ковида меняет сетку чемпионата
    • вчера, 20:22 Фигурист Мозалев лидирует после короткой программы на ЧЕ в Таллине
    • вчера, 19:52 Российские военные оценили отношения с НАТО как «критические»
    • вчера, 19:51 В Госдуме назвали условие введения локдауна в России
    • вчера, 19:23 Суд в Киеве разрешил задержать Порошенко
    • вчера, 18:52 Европа израсходовала больше половины своих запасов газа
    • вчера, 18:21 Россия выпустила в небо новейшего «Белого лебедя» Ту-160М
    • вчера, 17:49 Тысячи жителей Софии протестуют против ковид-ограничений
    • вчера, 17:43 Американские сенаторы подготовили пакет санкций против Путина
    • вчера, 17:14 На Украине могут ввести продуктовые карточки
    • вчера, 16:39 Россия и НАТО восстанавливают работу своих миссий в Москве и Брюсселе
    • вчера, 16:13 Гинцбург: на долю «омикрона» в Москве приходится уже 30% заражений
    • вчера, 16:08 В Германии заявили, что вступление Украины в НАТО не обсуждается
    • вчера, 15:39 Токаев подтвердил вывод миротворцев из Казахстана 13 января
    • вчера, 15:29 Штамм «омикрон» уже может быть доминирующим в России

    Все новости »

    Бизнес-омбудсмен Борис Титов рассказал Business FM, что одной из важнейших проблем для компаний является рост налога на имущество при переходе на кадастровую систему оценки

    Бизнес-омбудсмен Борис Титов. Фото: BFM.ru –>

    Лидерами по скорости создания высокопроизводительных рабочих мест в российской экономике являются компании финансового сектора, сетевые ритейлеры и представители машиностроительной отрасли. Государство пытается помочь, но бизнес боится медвежьей услуги. Проблему в кулуарах Санкт-Петербургского экономического форума главный редактор Business FM Илья Копелевич обсудил с бизнес-омбудсменом Борисом Титовым.

    Борис Титов: Не всегда, хотелось бы, чтобы все росло.

    Борис Титов: Стимулы должны быть выработаны. Мы предлагаем в эту программу ввести, например, налоговое льготирование для тех компаний, которые создают высокопроизводительные рабочие места.

    Борис Титов: Мы говорим о ставках. Мы, конечно, прежде всего должны говорить об изменении системы фондирования проектов. Мы предлагаем целый набор мер, положили начало, по крайней мере, интенсифицировали процесс развития проектного финансирования в стране, и здесь Центробанк должен помочь. И в этом смысле мы тоже предлагаем целые инструменты для Центробанка, чтобы именно направить усилия на проектное финансирование, на фондирование тех банков, которые этим занимаются.

    Борис Титов: Пока я не видел окончательного решения.

    Борис Титов: Но, наверно, так не получится, поэтому нужно искать компромиссы, мы предлагали искать компромиссы в том, чтобы новый состав в 159-й [статье] сделать. Там есть состав — мошенничество в области кредитования, в области предпринимательской деятельности. Сделать еще в области уплаты налогов, но ограничив очень серьезно, то есть вывести жуликов, отделить от нежуликов. Даже если есть какие-то нарушения чисто в уплате налогов, они бы шли по-прежнему — по 198-199-й, по той схеме необходимо заявление налоговой инспекции. Отмывание НДС через однодневки или попытки вернуть НДС, например, незаконно из бюджета — реальное мошенничество, это сделать отдельным составом. При этом по этому составу должно быть прежде всего экономическое наказание. И если уголовное, то до пяти лет, а не до десяти, как сегодня. И мы еще предлагаем, чтобы были определенные требования по объему нарушений к объему реализации компаний.

    Борис Титов: Конечно, все зависит от способа, причем способы исчисления кадастровой стоимости очень нечеткие и неясные. Конечно, очень коррупционноемкий этот сектор. Но, с другой стороны, мы в День предпринимателя должны отправить президенту доклад, в котором мы определили основную проблематику вообще отношений бизнеса и власти по всем секторам. Мы провели больше 100 ситанов (ситуационных анализов), встреч с бизнесом по всем регионам России. Имущественные проблемы вышли на один из первых планов. И надо сказать, что мы делаем предложения. Например, одно из предложений: да, есть кадастровая оценка, да, необходимо от рыночной стоимости плясать в определении стоимости того или иного имущества, но в один присест, за один раз, в один год увеличение возможно только на 30%. Ограничить рост объема выплачиваемого налога на имущество, тем более что начиная с 1 января по новому закону должны платить и малые компании, которые никогда не платили налог на имущество. Поэтому нельзя увеличивать объем налога больше чем на 30%, хотя бы для малых компаний, даже если кадастровая стоимость возрастает в разы.

    Налоговый юрист рассказал, какие проблемы испытывают компании при смене инспекции

    Смена адреса компании и следующая за этим процедура миграции компании из одной налоговой инспекции в другую могут внезапно вызвать сложности. Чем продиктован отказ ревизоров принять предприятие, почему иногда требуется несколько раз направить комплект документов в регистрирующий орган и зачем директора могут пригласить на встречу в новую инспекцию, в интервью журналу «Расчет» рассказала Александрина Гин, партнер юридической фирмы «Гин и партнеры».

    Расчетливая подписка!
    Сейчас подписку на журнал «Расчёт» можно получить бесплатно вместе с бератором «Практическая энциклопедия бухгалтера». Предложение ограничено, торопитесь! Подключить бератор с «Расчётом»

    — Расскажите, пожалуйста, какие сложности возникают у бизнеса при смене юридического адреса?

    Проблема смены юридического адреса возникает у бизнеса, когда он пытается поменять налоговую инспекцию. 70% успеха зависит от того, сколько правильных действий совершит предприятие и насколько оно будет усердно в своих стараниях.

    Дело в том, что порядок смены налоговой инспекции нигде не регламентирован, поэтому коммерсанты не знают точно, какие условия им нужно соблюсти, чтобы гарантировать себе успех при смене инспекции.

    Точный алгоритм успешной миграции можно получить только из собственного опыта, правильнее даже сказать, большого количества негативного опыта. Которого у большинства предпринимателей, конечно же, нет, потому что смена юридического адреса, а вслед за ним и инспекции – процедура не очень частая. Поэтому проблема миграции предприятия из одного территориального отделения ФНС в другое была и остается актуальной.

    Сложности переезда

    — Почему возникают сложности?

    Миграция бизнеса, даже внутри субъекта Российской Федерации, между налоговыми инспекциями воспринимается ревизорами негативно. Априори налогоплательщику вменяется смена юридического адреса только с целью ухода от уплаты налогов или же чтобы попытаться сбежать от некоторых проблем, которые начали преследовать компанию в данном территориальном налоговом органе.

    Исходя из этой презумпции вины компании рождаются внутренние методические рекомендации и для налоговиков, и для регистрирующих смену юрадреса органов. Цель таких рекомендаций – максимально препятствовать осуществлению смены налоговой инспекции как внутри одного субъекта, так и между регионами.

    Замечу, что перевестись в Москву или, наоборот, переехать из столицы в другой субъект Федерации очень сложно. У предприятия в этом случае должны быть абсолютно реальная аренда помещения, причем полностью пригодного для того вида деятельности, которым занимается бизнес, а также реальная причина переезда. Только при этих двух условиях компанию «отпустят» из текущей инспекции и «примут» в новой.

    — Почему инспекции, как вы говорите, не «отпускают» или не «принимают» бизнес?

    Справедливости ради, действительно нужно признать, что в 80% случаев смены инспекции обусловлены не фактической сменой адреса предприятия, а стремлением решить налоговые проблемы, попытаться уйти от слишком строгой и придирчивой инспекции. Так было раньше, так есть и сейчас.

    Другой вопрос в том, что цифровизация ФНС не дает того положительного эффекта, на которой изначально рассчитывают многие компании.

    — Вы говорите, что предприятия меняют адреса и инспекции, чтобы решить свои налоговые проблемы. Что это за проблемы?

    Все крутится вокруг претензий налогового органа к финансово-хозяйственной деятельности организации.

    Очевидно, что переход внутри одного и того же субъекта Федерации, например внутри Москвы, практически бесполезен, все налоговые органы, подчиненные одному Управлению ФНС, работают в одной информационной системе и действуют одинаково. Поэтому все глобальные неприятности для бизнеса в виде тематических и выездных налоговых проверок неизбежны, если инспекторы уже занимаются разработкой компании.

    Это с одной стороны, а с другой – не нужно забывать, что есть проблемы локального характера, они несущественны в контексте взаимодействия с Управлением, но достаточно значимы для самого налогоплательщика и могут решаться на уровне обычной территориальной инспекции.

    — А почему сами инспекции не хотят принимать бизнес-мигрантов?

    Потому что инспекторы хорошо понимают, что такие компании приходят к ним с проблемой. С чем сегодня инспекторы ведут борьбу? С разрывами по НДС.

    Из этого следует, что если в инспекцию приходит организация-мигрант, то очень большая вероятность, что она – «разрывник». То есть такой бизнес несет проблемы, это значит, что разрывы будут портить статистику самой инспекции, поэтому налоговые органы не стремятся получить такого налогоплательщика.

    Более того, такие компании нередко создают сложности в работе инспекции на многие месяцы, если не годы вперед, ревизорам придется отрабатывать выявленные расхождения, тратить на это свои ресурсы. Тут уместно напомнить, что любой налоговый орган ведет свою статистику. У инспекции есть, условно говоря, свой внутренний рейтинг, баллы, большое количество компаний-мигрантов – это отрицательный показатель работы территориального налогового органа.

    — Но налогоплательщик имеет право поменять инспекцию в соответствии с законом.

    Да, безусловно, более того, если компания меняет фактический адрес, то в силу Закона о государственной регистрации она обязана изменить адрес на соответствующий действительному: допустим, мы снимаем новый офис в бизнес-центре, тогда мы приходим в инспекцию и говорим, что хотим зарегистрировать компанию в этой инспекции. Но нам могут отказать.

    У территориального налогового органа есть лимит, он устанавливается раз в квартал. Когда он исчерпывается, то регистрация приостанавливается. Конечно, инспекция принимает компанию, если она настойчиво продолжает отправлять документы на регистрацию.

    Данными о лимитах делятся сами регистраторы компаний, ведь это они общаются с ревизорами и собственниками зданий, понятно, что последние напрямую заинтересованы в возможности регистрации бизнеса в той инспекции, в ведении которой находится их собственность.

    У меня есть опыт, когда я боролась на стороне собственника здания, которому было сказано, что целый квартал в налоговой инспекции не будут приниматься новые юридические лица. Он мог сдавать помещения без предоставления адреса. Но наша позиция была принципиальной, дело в том, что в здание собиралась заехать организация, которая арендовала 400 квадратных метров. Это большая и серьезная сделка.

    Очевидно, что ситуация, когда несколько месяцев предприятие сидело бы в офисе без достоверного юридического адреса, была недопустимой. Потому что, кроме прочего, это еще и высокие налоговые риски.

    — Вернемся к глобальным и локальным проблемам организации. Как компания может их решить?

    Допустим, если у компании есть разрывы, то в одном налоговом органе даже при желании бизнеса доплатить, но не сразу, а через предоставление организации рассрочки, ревизоры могут не пойти навстречу коммерсантам, но в другой инспекции компания может выстроить здравый диалог, найти приемлемый и для бизнеса, и для государства вариант решения налоговых проблем.

    Есть инспекции, в которых просто не применяют административный ресурс, иногда и этого достаточно бизнесу. Это не про «обмануть бюджет», это про то, чтобы бизнес вышел из кризисной ситуации и выполнил свои фискальные обязательства, иногда для этого требуется немного времени.

    — А как бизнес узнает, в какую инспекцию можно перевестись, нужно поговорить с ревизорами?

    Нет, так делать категорически нельзя! Как правило, руководители предприятий интересуются друг у друга, кто и как работает, эта информация не является секретной.

    Коммерсанты охотно делятся такими сведениями, когда можно прийти в налоговый орган и сказать, что если сегодня предприятие заплатит всю недоимку, то компания завтра закроется. Есть инспекции, где бизнес слышат и пытаются совместно решить проблему.

    Внутренняя миграция

    — Вы сказали, что из столицы сложно перевестись в другой субъект Федерации – почему?

    Там все то же самое, если московская компания мигрирует в другой субъект, то это может произойти только по одной причине – она хочет решить некие стратегические задачи по налогам, когда компания понимает, что либо сейчас бизнесу придет конец, либо нужно искать альтернативные варианты, часто таким бывает смена субъекта.

    Компании стараются переезжать из Москвы в мегаполисы, где фирма с очень большим оборотом не будет выглядеть инородно. Миграции в регионы по другим основаниям, как правило, не существует.

    Редко, но все же бывает, что бизнес переезжает потому, что нашел нового заказчика и хочет быть к нему ближе. Но это исключительные случаи, наверное, речь идет об 1% компаний. Как правило, компании получают отказ в регистрации.

    — Проще ли компаниям мигрировать между регионами?

    Все зависит от масштаба предприятия: чем оно крупнее, чем больше оборот, тем очевиднее неповоротливость бизнеса, переезд становится сложным процессом. А следовательно, сразу возникает вопрос: реально ли предприятие будет переезжать?

    Давайте подумаем, может ли компания, где работает более 100 человек, без потери штата переехать из Иркутска в Краснодар? Сколько человек реально захотят изменить место жительства? Это объективно очень сложная задача; так реален ли переезд бизнеса?

    Такой же вопрос возникает и в инспекции. Ведь это ее зона ответственности, это ей потом отвечать в вышестоящем управлении, почему налогоплательщик мигрировал, почему при ряде негативных характеристик, которые были известны до того, как компания переехала, это предприятие было принято.

    Порядок действий

    — Как происходит смена инспекции, какие действия должна выполнить компания?

    Компания предоставляет пакет документов в регистрирующий орган, после чего он, как правило, выносит решение о приостановлении регистрации на 30 дней и направляет соответствующий запрос о проверке компании в территориальную налоговую инспекцию, куда планируется переезд. Перевестись в другой регион без приостановки невозможно. Что происходит дальше?

    Инспекция, в которую переводится компания, смотрит дело этой организации. Так инспекторы узнают характеристики компании-мигранта, знакомятся с потенциальными проблемами, видят сумму потенциальных доначислений по налогам, размер недоимок, этих данных достаточно, чтобы сформировать представление о том, с какой целью происходит миграция.

    В 90% случаев ревизоры направляют генеральному директору компании, которая намерена перевестись в эту инспекцию, вызов. Директор приезжает, встречается с начальником территориальной налоговой службы и рассказывает о своей деятельности, финансовых показателях. Это очень важный момент, многие компании просто игнорируют такие приглашения.

    Беседа, надо сказать, официальная, под протокол. На такой встрече директор может рассказать, какие у компании есть проблемы, как он планирует их решать, объясняет, почему компания хочет переехать, какие выгоды она получает от смены адреса местонахождения. Только по итогам такой встречи принимается решение о переводе налогоплательщика.

    Если это действительно крупная компания, которая терпит временный кризис, безусловно, ее возьмут, потому что это перспективный налогоплательщик.

    — У компании есть шанс перевестись в другую инспекцию с первого раза?

    Все зависит от конкретной ситуации. Часто это происходит не с первого раза, у нас был случай в практике, когда нашему клиенту отказывали несколько раз, а вся процедура заняла около шести месяцев. Мы получали отказы скорее по формальным основаниям.

    — Как бизнесу можно узнать причину отказа?

    При отказе ревизоры пишут общую фразу. Можно попробовать связаться с инспектором, чтобы узнать, в чем истинная причина. Повторюсь, иногда нужно несколько раз подать документы, перед тем как инспекция примет компанию.

    Можно рекомендовать компаниям, которые намерены изменить адрес, не игнорировать приглашение на встречу в инспекции: доверительная, честная беседа с руководителем территориальной налоговой службы может положительно повлиять на решение о приеме компании.

    Будьте готовы, что сам процесс может растянуться на несколько месяцев, поэтому, если вы задумались о смене адреса, планируйте эту процедуру с учетом иногда существенных временных затрат.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

    Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
    Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
    Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

    Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

    *Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

    Читайте также:
    Объем документов для НДС-овской декларации определяется алгоритмом
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: