Акт проверки состояния охраны труда: образец заполнения формы о проведении проверки по охране труда на предприятии

Акт об установлении нарушения требований охраны труда

Последствием нарушения требований охраны труда на предприятии работником может быть расторжение трудового договора с ним. Это возможно в тех случаях, когда нарушения привели к несчастному случаю и угрозе жизни персонала. Для подтверждения факта несоблюдения сотрудником требований законодательства составляют специальный акт. О том, как правильно его сформировать и каким должно быть его содержание, расскажем в статье.

Чем грозит за нарушение (законодательная база)

Исходя из статьи 214 ТК РФ, работник, исполняя свои прямые обязанности, должен:

  • действовать в соответствии с правилами охраны труда (далее — ОТ);
  • проходить все необходимые медосмотры в компании;
  • правильно пользоваться средствами индивидуальной защиты;
  • сообщать руководству обо всех потенциально опасных ситуациях на рабочем месте.

На сотрудника, нарушившего правила ОТ, по ст. 192 ТК РФ накладывается дисциплинарное взыскание. Это могут быть замечание, выговор и увольнение. Наказание зависит от степени тяжести совершенного проступка. За одно нарушение может быть применено только одно взыскание. В противном случае работник имеет право обратиться в трудинспекцию.

Сотрудник может быть подвергнут также и материальному взысканию: в случае порчи какого-либо оборудования работодателя вследствие нарушение правил ОТ, если вина такого работника будет доказана (статья 238 ТК РФ).

К сведению! Руководство организации, которое нарушает требования ОТ, тоже привлекается к ответственности. Она может быть трех видов: административная (по статьям 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ), материальная (по статьям 220 и 235 ТК РФ) и уголовная (по статье 143 ТК РФ).

Коротко о порядке действий работодателя

Если работник не соблюдал требования ОТ, то необходимо первым делом написать докладную записку. В ней необходимо зафиксировать обстоятельства нарушения и его последствия. Ее пишет непосредственный начальник нарушителя на имя руководителя компании.

Далее руководство после ознакомления с содержанием докладной издает приказ о создании специальной комиссии (не менее 3 человек). Иногда комиссия по ОТ уже существует на предприятии. Ее задача — внутренний контроль соблюдения правил по ОТ. В данном случае комиссия должна выявить все подробности нарушения, зафиксировать их, опросив свидетелей и самого нарушителя.

Итогом такой деятельности должен стать акт об установлении нарушения требований ОТ в организации. На основании этой бумаги к провинившемуся сотруднику должны применить дисциплинарное взыскание (возможно и увольнение).

Важно! Если работник отказывается подписать акт о нарушении, то составляют еще один документ — это акт об отказе подписать акт.

Как составить акт об установлении нарушений правил ОТ

Акт имеет стандартную структуру для подобного рода документов. Пишется в произвольной форме (от руки или в машинописном виде) на бумаге формата А4.

Итак, составляем документ следующим образом:

  1. Необходимо обозначить наименование организации, в которой произошло нарушение.
  2. Затем ниже посередине пишут название документа.
  3. Указывают город, дату и номер, который присваивается акту.

  • Основной текст начинают с перечисления членов комиссии (с председателем): указывают их должности и ФИО.
  • Описывают произошедшее событие с указанием точного времени, всех подробностей и последствий. Важно описать все очень точно и без преувеличения, поскольку работник может оспорить содержание акта и собственное наказание.
  • Отмечают, была ли написана сотрудником, нарушившим правила ОТ, объяснительная записка.
  • В конце основного текста указывают, какое дисциплинарное взыскание накладывается на провинившегося работника.
  • Далее члены комиссии ставят свои подписи.
  • Необходимо указать документы, которые прилагаются к акту, с датами их написания. Это объяснительная (если есть) и докладная записки, а также акт об отказе ознакомления с актом (если сотрудник отказывается подписать акт о нарушении).

    Хранить такой документ в организации необходимо 3 года.

    При необходимости исправить в акте ошибки пользуются традиционным способом: аккуратно зачеркивают слово или фрагмент текста с ошибкой, сверху надписывают верный вариант, на полях ставят отметку «Исправленному верить». Рядом расписывается работник, ответственный за составление акта.

    Что дальше?

    После рассмотрения объяснительной записки и акта комиссии работодатель принимает решение о наложении дисциплинарного взыскания. Перед принятием решения руководству необходимо выяснить, не является ли нарушение следствием того, что сотрудника не ознакомили с правилами ОТ или безопасность условий труда не была обеспечена. Также нужно проверить, не вышел ли срок для наложения наказания, доказана ли причинно-следственная связь между проступком и последствиями.

    Работодателю важно помнить об этих нюансах, иначе сотрудник может обжаловать свое наказание через суд.

    Образец акта о проверке состояния охраны труда в организации

    Акт проверки системы охраны труда на предприятии в рамках выполнения соглашения между администрацией и работниками

    Акт, фиксирующий результаты проведенной проверки соблюдения на предприятии условий охраны труда, составляется уполномоченной на это комиссией. Комиссия создается в порядке ст. 218 ТК РФ, инициатива по ее формированию может принадлежать как администрации, так и работникам (либо их представителям). При этом необходимо отметить, что ТК РФ не обязывает администрацию организации создавать подобную комиссию заблаговременно. Соответственно, речь о ее создании может идти лишь при возникновении соответствующей необходимости.

    Что учесть при разработке инструкции по охране труда, мы писали здесь

    Существенным подспорьем при образовании комиссии является приказ Минтруда РФ «Об утверждении…» от 24.06.2014 № 412н, который содержит уже готовую правовую основу (типовое положение) для ее работы. П. 2 данного положения предписывает, что созданная комиссия должна действовать на основании внутреннего документа организации, разработанного с учетом ее специфики и требований типового положения.

    Основная цель работы комиссии — проверка соблюдения требований безопасности труда (выполнения индивидуальных и коллективных соглашений между администрацией и работниками) и подготовка предложений по доработке указанных соглашений в целях предупреждения профессиональных заболеваний и травматизма.

    Документом, призванным фиксировать выявленные нарушения, является акт о проверке.

    Что же касается устранения обозначенных в акте нарушений, то соответствующие планы мероприятий (предложения, рекомендации и т. д.) составляются комиссией отдельно и составными частями акта не являются.

    Предписание инженера и акт о состоянии охраны труда

    Анализ ст. 217 и 218 ТК РФ показывает, что акт и предписание специалиста (инженера) по охране труда имеют разную природу и составляются разными лицами.

    Как организовать охрану труда на предприятии, читайте в статье

    Специалист (инженер) по безопасности труда, в отличие от описанной выше комиссии, — постоянно действующий сотрудник, деятельность которого осуществляется согласно ч. 1 ст. 217 ТК РФ (хотя этим же может заниматься и целое подразделение, исполняющее его функции). В своей работе он обязан руководствоваться рекомендациями, утвержденными постановлением Минтруда РФ «Об утверждении…» от 08.02.2000 № 14. Этим же документом утвержден бланк предписания, которое обязательно для исполнения администрацией организации.

    Акт же проверки ситуации в сфере трудовой безопасности, в отличие от предписания, комиссия разрабатывает самостоятельно, если только его унифицированная форма не утверждена внутренним документом организации при принятии положения (инструкции) о деятельности данного органа. Действующим законодательством унифицированной формы акта не установлено, что позволяет каждой организации использовать свои варианты, учитывающие специфику производства и особенности охраны труда, характерные именно для нее.

    Какие бывают виды инструктажей по охране труда, мы рассказывали в статье

    Образец акта проверки состояния охраны труда, на который можно ориентироваться при составлении, вы можете увидеть ниже.

    Образец заполнения акта проверки по охране труда

    Акт проверки состояния охраны труда в ООО «Заря» № 2

    2 марта 2021 года

    Комиссия, действующая на основании приказа директора ООО «Заря» «Об утверждении Положения о комиссии по проверке состояния охраны труда» № 18 от 2 июля 2014 года, в составе:

    • председателя комиссии — директора ООО «Заря» Петрова С. Л.,
    • зам. председателя — специалиста по охране труда ООО «Заря» Сергеева Н. К.,
    • зам. председателя — представителя профсоюза ООО «Заря» Чиркиной А. Т.,
    • секретаря — юриста ООО «Заря» Семеновой В. А.,
    • члена комиссии — главного механика ООО «Заря» Федорова Е. В.,
    • члена комиссии — главного энергетика ООО «Заря» Синичкина В. П.,
    • члена комиссии — врача-терапевта ООО «Заря» Фоминой Н. С.

    провела комплексное обследование состояния системы безопасности труда сотрудников предприятия, соблюдения санитарно-гигиенических требований, выполнения правил пожаро- и электробезопасности.

    По результатам проведенной проверки выявлены следующие недостатки:

    Контроль за условиями труда на рабочих местах

    Время чтения: 7 мин

    Обязанности работодателя по осуществлению контроля

    Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ руководитель организации обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.

    Для чего нужен контроль условий труда на рабочих местах?

    Контроль на рабочих местах является важной составляющей системы управления охраны труда в организации и осуществляется с целью предупреждения несчастных случаев на производстве.

    Контроль на рабочих местах направлен на:

    • выявление соответствия условий на рабочих местах нормативно-правовым актам по охране труда;
    • выявление потенциально опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
    • соблюдение всеми работниками организации требований охраны труда;
    • соблюдение ответственными за охрану труда лицами своих должностных обязанностей;
    • обнаружение нарушений по охране труда и отклонений от требований законодательства;
    • определение и принятие эффективных мер по устранению нарушений условий труда на рабочих местах.

    Таким образом, работодатель может самостоятельно определить:

    • лиц, ответственных за осуществление контроля условий труда на рабочих местах;
    • уровни контроля (рабочее место, подразделение, организация);
    • виды контроля – целевые проверки на рабочих места, внеплановые проверки, проверки по графику и т.д.;
    • периодичность контроля (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально);
    • формы документов для ведения контроля и фиксирования нарушений и несоответствий.

    Кто осуществляет контроль?

    В организации в обязательном порядке приказом руководителя должны быть назначены лица, ответственные за контроль на рабочих местах.

    Пример Приказа о 3-х ступенчатом контроле

    Как правило, контроль состояния охраны труда на рабочих местах осуществляют:

    • руководители и специалисты, на которых возложены соответствующие функциональные обязанности;
    • специалист по охране труда/служба охраны труда;
    • комиссия по охране труда;
    • уполномоченный по охране труда от трудового коллектива.

    Каких-то требований к образованию или квалификации лица, ответственного за контроль, в законодательстве на данный момент нет.

    Основные виды контроля условий труда на рабочих местах

    К основным видам контроля на рабочих местах относят:

    • административно-общественный контроль;
    • ведомственный контроль;
    • государственный контроль;
    • общественный контроль.

    Рассмотрим особенности каждого вида контроля условий труда на рабочих местах более подробно.

    Административно-общественный контроль

    Административно-общественный контроль условий труда на рабочих местах бывает двух видов:

    — исправность оборудования, инструмента и приспособлений;

    — работа вентиляционных установок;

    — состояние санитарно-бытовых помещений;

    — наличие инструкций и плакатов по охране труда;

    — исправность и соответствие производственных и вспомогательных помещений, оборудования, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасной эксплуатации;

    — выполнение плановых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе, мероприятий раздела «Охрана труда» коллективного договора, мероприятий по актам несчастных случаев, а также выполнение приказов, распоряжений, указаний по охране труда, предписаний, контрольно-надзорных органов и рекомендаций комитета (комиссии) по охране труда;

    — организация обучения по охране труда руководителей и специалистов организации;

    Основные отчетные документы о проведении многоступенчатого контроля

    Результаты 1-ой и 2-ой ступеней контроля состояния и условий охраны труда регистрируются в журналах установленной формы.

    Форма журнала 1-ой ступени контроля Форма журнала 2-ой ступени контроля

    Результаты проверки состояния условий труда на 3-й ступени контроля оформляются соответствующим актом. Рассмотрим основные особенности оформления данного документа.

    Основные разделы акта:

    1. Замечания и выявленные нарушения в ходе проверки. В данном разделе прописываются выявленные нарушения с указанием ссылок на нормативно-правовые акты, регулирующие данный вопрос.
    2. Рекомендации по устранению нарушений. В данном разделе прописываются конкретные меры, которые должны быть приняты исполнителем для устранения нарушений.
    3. Срок устранения нарушений.
    4. Ответственный за устранение нарушений.
    5. Оценка результатов проверки. В данном разделе комиссия дает общую оценку итогов проведенной проверки, а также работе руководителя по вопросам обеспечения безопасных условий на рабочих местах.

    Правила оформления акта:

    • акт подписывают все участники комиссии, проводившей проверку;
    • акт в обязательно порядке должен быть утвержден руководителем организации;
    • в акте обязательно должна быть указана дата его утверждения и присвоена нумерация;
    • с актом должны быть ознакомлены (под подпись) все ответственные и заинтересованные лица;
    • к акту можно прикладывать материалы фото- и видеофиксации по результатам проверки.

    Форма акта 3-й ступени контроля

    Внимание! Для крупных производственных организаций, связанных с эксплуатацией оборудования, транспорта, инструментов и т.п. рекомендуется проводить 3-х или 4-х ступенчатый контроль. Для малых и средних предприятий (до 200 человек) применим 2-х ступенчатый контроль.

    Ведомственный контроль

    Ведомственный контроль состояния охраны труда на рабочих местах осуществляет вышестоящая организация.

    Данный вид контроля осуществляется при комплексных проверках на подведомственных организациях, при целевых проверках состояния охраны труда, а также по заявлениям работников подведомственных организаций.

    Государственный контроль

    Государственный контроль состояния и условий охраны труда осуществляют:

    Надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, осуществляет Прокуратура РФ.

    Общественный контроль

    Согласно ст. 370 Трудового кодекса РФ профессиональные союзы имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателем требований трудового законодательства.

    Для осуществления контроля профессиональный союз на собрании избирает уполномоченного по охране труда от трудового коллектива.

    Данное лицо осуществляет регулярные проверки условий труда на рабочих местах. По итогам проверки уполномоченный составляет Представление уполномоченного лица по охране труда – документ, в котором указываются выявленные нарушения и предложения по их устранению.

    Форма представления уполномоченного по охране труда

    Работодатель должен в недельный срок устранить нарушения и сообщить профсоюзу о принятых мерах.

    Уполномоченный по охране труда, как правило, входит в состав комиссии по охране труда.

    Дополнительные виды контроля состояния и условий охраны труда

    В организации также может быть отдельно организовано проведение проверок состояния и условий труда специалистом по охране труда.

    Специалист по охране труда может осуществлять как целевые (плановые), так и внеплановые проверки.

    Целевые проверки проводятся в соответствии с утвержденным графиком.

    Форма графика проведения проверок состояния условий и охраны труда

    Результаты проверок оформляются в виде акта-предписания с указанием выявленных нарушений и несоответствий, сроками устранения и назначением лиц, ответственных за устранение выявленных нарушений.

    Внеплановые проверки проводятся вне графика целевых проверок. Внеплановые проверки, как правило, реализуются в связи с разного рода авариями, а также несчастными случаями на производстве. Результаты внеплановых проверок оформляются соответствующими актами.

    Форма акта-предписания целевой/внеплановой проверки состояния условий труда

    Порядок и сроки проведения контроля на рабочих местах

    Порядок и периодичность проведения контроля на рабочих местах устанавливается работодателем.

    В организации должны быть разработаны и утверждены работодателем Положение об организации контроля состояния условий труда и график проводимых проверок. Скачать пример документа можно по ссылке >> Положение об организации проведения ступенчатого контроля за состоянием условий охраны труда в организации.

    Контроль за состоянием условий труда на рабочих местах дает руководителю объективную картину о состоянии охраны труда в организации. Данная информация является источником для формирования эффективного плана мероприятий по улучшению условий труда на предприятии.

    Форма плана мероприятий по улучшению условий труда на предприятии

    Положение об охране труда работников — образец-2021

    • Для чего нужно положение по охране труда?
    • Порядок утверждения положения по охране труда
    • Типовое положение по охране труда: структура
    • Положение по охране труда: типовой перечень мероприятий
    • Что еще включает в себя положение об организации работы по охране труда?
    • Где скачать образец положения об охране труда на предприятии?
    • Итоги

    Для чего нужно положение по охране труда?

    В соответствии с абз. 22 ч. 2 ст. 212 ТК РФ в каждой компании должны быть составлены и утверждены правила по охране труда. Эти правила в установленных законом случаях следует согласовывать с профкомом на основании ст. 372 ТК РФ. К числу таких правил относится и локальный нормативный акт — положение по охране труда (далее — Положение). В данном документе должен быть указан перечень мероприятий, которые работодатель обязан реализовать с целью обеспечения безопасных и комфортных условий труда для своих сотрудников.

    Так, в Положении отражаются следующие типы мероприятий:

    • организационные;
    • правовые;
    • технические;
    • социальные;
    • реабилитационные;
    • профилактические.

    В Положении об охране труда указываются:

    • обязанности директора по обеспечению охраны труда (далее — ОТ) на предприятии;
    • уполномоченный по охране труда ответственный сотрудник, его обязанности и порядок работы;
    • порядок планирования и проведения мероприятий в рамках обеспечения ОТ;
    • права работников в сфере ОТ;
    • порядок контроля за выполнением норм по ОТ и соблюдение правил безопасности;
    • ответственность за невыполнение обязанностей и нормативно-установленных требований по обеспечению ОТ на предприятии;
    • порядок утверждения состава комиссии по проведению оценки условий труда;
    • порядок формирования бюджета на ОТ, статьи планируемых расходов и источники для их финансирования.

    В этом же документе могут содержаться сведения об организации службы по ОТ, а также информация о проведении обучения сотрудников. Но обычно для всестороннего раскрытия затронутых выше вопросов разрабатываются отдельные положения и инструкции.

    О том, как составляется инструкция по ОТ, читайте в этой статье.

    Работодатель может указать в Положении и затем ежегодно реализовывать любые мероприятия, улучшающие условия труда работников. Но к расходам для уменьшения налогооблагаемой прибыли можно будет отнести лишь те, которые упомянуты в Типовом перечне мероприятий по улучшению условий и ОТ и снижению профрисков, утвержденном приказом Минздравсоцразвития от 01.03.2012 № 181н.

    Как организовать охрану труда на предприятии, разъяснила Т. М. Жигастова – действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса. Получите пробный доступ к КосультантПлюс и бесплатно изучите точку зрения чиновника.

    Порядок утверждения положения по охране труда

    Разработка Положения по охране труда на предприятии может быть поручена компетентному специалисту, например, инженеру по ОТ, а может разрабатываться и коллегиально. Коллективная подготовка данного локального нормативного акта поможет избежать возникновения возможных претензий со стороны сразу нескольких контролирующих органов.

    Обоснования данного мнения следующие:

    • сотрудники, ответственные за ведение кадрового учета, смогут четко прописать права и обязанности работодателя и сотрудников;
    • юристы определят ответственность за невыполнение прописанных в Положении условий, а также как лучше контролировать их выполнение;
    • специалисты по ОТ смогут предусмотреть все нюансы, на которые обращают внимание инспекторы по труду при проведении проверки предприятия;
    • бухгалтер определит, все ли из указанных мероприятий в Положении можно будет отнести к расходам предприятия или они будут покрываться за счет чистой прибыли компании.

    На каждом предприятии может быть организован свой порядок составления Положения по ОТ. Утверждение этого документа тоже может происходить различными способами:

    • для утверждения Положения издается приказ;
    • Положение утверждается путем проставления грифа «Утверждаю» в верхней правой части документа, под которым ставятся подпись (с расшифровкой) руководителя и дата.

    Положение по ОТ утверждается руководителем предприятия. При утверждении в Положении может указываться дата начала действия локального нормативного акта. Однако обычно документ вступает в силу непосредственно с даты утверждения.

    Все сотрудники предприятия должны быть ознакомлены с указанным Положением. Для фиксации этого факта может быть сформирована отдельная ведомость, в которой каждый ознакомившийся с содержанием документа ставит свою подпись и дату.

    В процессе деятельности компании может появиться необходимость для внедрения новых мероприятий по ОТ. При этом Положение не нужно будет заново разрабатывать. О проведении новых мероприятий может быть издан соответствующий приказ, в котором кроме перечня мероприятий и обоснования их внедрения указывается, что они вводятся в дополнение к существующему Положению об ОТ.

    Типовое положение по охране труда: структура

    Типовой локальный акт по ОТ на предприятии обычно имеет такую структуру:

    1. Общие положения — здесь излагается краткое содержание документа, разъясняются цели и задачи ОТ на предприятии.
    2. Обязанности работодателя, работников, ответственных за охрану труда лиц, службы ОТ (если она создана); права работников — в этом разделе подробно раскрываются обязанности/права каждого из участников данных правоотношений, перечисляются все ответственные лица.
    3. Мероприятия по обеспечению нормальных и безопасных условий труда и порядок их финансирования — здесь надлежит подробно, по пунктам перечислить все мероприятия, которые предполагается проводить на предприятии в рамках ОТ.
    4. Ответственность за несоблюдение условий по обеспечению ОТ на предприятии — в этом разделе должны быть перечислены возможные санкции, которые будут накладываться на виновное в нарушении нормативов по ОТ лицо.
    5. Порядок расследования несчастных случаев на рабочем месте.
    6. Приложения — это дополнения к Положению, в которых могут быть подробно описаны действия по оказанию помощи при несчастном случае на производстве, состав медаптечки неотложной помощи, инструкции по работе с оборудованием и т. д.

    О действиях работодателя, обязательных при несчастном случае с работником, читайте в материале «Ст. 228 ТК РФ: вопросы и ответы».

    Положение по охране труда: типовой перечень мероприятий

    На всех предприятиях с целью охраны и улучшения условий труда, а также для снижения профрисков ежегодно реализуется ряд мероприятий.

    Типовой перечень таких связанных с ОТ мероприятий содержится в приказе № 181н:

    • спецоценка уровня профриска и условий труда;
    • улучшение трудовых условий, в т. ч. после проведения их специальной оценки;
    • автоматизация производственных и технологических процессов;
    • установка (включая расходы по приобретению) сигнализации на случай поломки оборудования, возникновения аварийных ситуаций;
    • защита элементов технологического оборудования от повреждений, причиненных разлетающимися частицами/предметами, при воздействии движущих частей;
    • модернизация защитных средств от вредного воздействия;
    • покраска оборудования или опасных элементов в яркие сигнальные цвета;
    • автоматизация контроля за уровнем вредных веществ в воздухе или иных опасных факторов на производстве;
    • внедрение техустройств по защите от поражения электротоком;
    • установка предохранителей и сигнальных приспособлений для обеспечения безопасной эксплуатации оборудования;
    • автоматизация техопераций, которые связаны с транспортировкой и хранением резервуаров с опасными жидкостями, используемыми в производстве;
    • автоматизация работ по транспортировке и складскому хранению сырья, производственных отходов;
    • автоматизация услуг по уборке помещений, обезвреживанию опасных производственных отходов, очистки воздуховодов, окон, светильников, фонарей и пр.;
    • модернизация техоборудования, используемого для снижения процента содержания вредных примесей в воздухе, уменьшения вибраций, шума, излучений;
    • реконструкция и прокладка новых вентиляционных и отопительных систем в рабочих помещениях;
    • наладка освещения, соответствующего действующим нормам безопасности;
    • обустройство мест для отдыха персонала, реконструкция бытовок;
    • обеспечение автоматизированной подачи питьевой воды в рабочих помещениях;
    • обеспечение работников защитной одеждой и средствами индивидуальной защиты (речь идет о тех сотрудниках, которые трудятся в опасных условиях или подвергаются в процессе работы вредному воздействию);
    • обеспечение хранения защитных средств и уход за ними;
    • обеспечение сотрудников тренажерами, наглядными материалами, необходимой для работы литературой, приобретение стендов, компьютеризация кабинетов;
    • обеспечение проведения инструктажа/обучения, проверки имеющихся у сотрудников знаний по ОТ;
    • обучение работников, чтобы те смогли оказать первую медпомощь на производстве пострадавшим сотрудникам;
    • обучение сотрудников, связанных с работой опасных объектов;
    • проведение периодических/обязательных медосмотров;
    • оборудование кабинетов/санитарных постов для оказания медпомощи;
    • обустройство тоннелей, переходов, тротуаров на территории предприятия для обеспечения безопасности передвижения;
    • внедрение мероприятий по контролю за производством;
    • тиражирование инструкций по ОТ;
    • перестановка промоборудования, переорганизация рабочих мест для создания безопасных условий труда;
    • обустройство тренировочных полигонов;
    • развитие физкультуры в трудовом коллективе.

    При обучении сотрудников нормам ОТ можно воспользоваться специально разработанной программой. Подробнее о ней – в нашей статье «Типовая программа обучения охране труда — образец».

    Что еще включает в себя положение об организации работы по охране труда?

    Положение по организации работы по ОТ обязательно должно включать кроме общих положений еще и перечень основных по направленности работ по ОТ, а также порядок распределения обязанностей между сотрудниками для обеспечения безопасности на работе. В этом случае напротив каждого из наименований работ по ОТ необходимо указывать ответственное за исполнение мероприятия лицо, а также вовлеченных участников в сфере ОТ по направлениям.

    Например, руководитель отвечает за общее руководство всеми техпроцессами, а также за состояние ОТ на предприятии. Директор также отвечает за проведение расследования при возникновении несчастных случаев; контролирует соблюдение законодательных норм и правил по ОТ; обеспечивает страхование сотрудников от профзаболеваний, временной нетрудоспособности и пр.

    Одним из способов отслеживать состояние условий и охраны труда в организации, трудовую дисциплину на рабочих местах, соблюдение стандартов безопасности труда, норм, правил, инструкций и других правовых актов по охране труда является трехступенчатый контроль по охране труда. Обязательно ли вести такой контроль, если предприятие небольшое, узнайте, изучив экспертное мнение от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

    Кроме того, в данном положении указывается лицо, ответственное за обеспечение ОТ на предприятии. Прописывается порядок создания отдела (службы) по ОТ, алгоритм прохождения инструктажа по основам ОТ. В данном локальном акте обязательно следует прописать, каким образом и кем проводится анализ состояния трудовых условий. Следует описать, как будут осуществляться мероприятия по улучшению условий труда.

    Где скачать образец положения об охране труда на предприятии?

    Образец Положения по ОТ трудно назвать типовым, ведь на каждом предприятии/производстве существуют особые условия труда и, соответственно, используются разные подходы для обеспечения безопасности работников. В то же время типовое положение поможет понять структуру данного нормативного локального документа, а значит, трудностей с разработкой индивидуального Положения возникнуть не должно.

    При составлении этого документа необходимо придерживаться условий, перечисленных в ГОСТ 12.0.230-2007, пользоваться типовым списком мероприятий по ОТ. На нашем сайте вы сможете скачать образец Положения по охране труда, созданный на основе этого документа.

    Когда и какие инструктажи по охране труда проводить на предприятии, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

    Итоги

    На каждом предприятии работодатель обязан обеспечивать создание безопасных условий труда для своих сотрудников. С этой целью он должен спланировать и ежегодно реализовывать ряд мероприятий, улучшающих условия труда сотрудников. Также ему следует определить уровень ответственности и круг лиц, которые обеспечат внедрение практики по выполнению норм ОТ.

    С этими задачами справится единый локальный документ — положение по охране труда, в котором будет учтено всё необходимое для обеспечения безопасных и комфортных условий труда сотрудников. При разработке такого документа предприятие может использовать предложенный нами выше образец.

    Акт проверки состояния охраны труда: образец заполнения формы о проведении проверки по охране труда на предприятии

    Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

    от 21 марта 2019 года N 77

    В целях обеспечения единообразного подхода к осуществлению государственными инспекторами труда государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации проверки создания системы управления охраной труда у работодателя и её функционирования при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастными случаями

    2. Руководителям государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации обеспечить:

    2.1. обязательное рассмотрение вопросов системы управления охраной труда у работодателя при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастным случаем;

    2.3. использование государственными инспекторами труда Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастным случаем.

    3. Управлению государственного надзора в сфере труда (Е.Н.Иванов):

    3.1. при осуществлении проверки актов и материалов расследования несчастных случаев обратить особое внимание на рассмотрение вопроса системы управления охраной труда у работодателя;

    3.2. при выявлении нарушений установленного порядка расследования несчастных случаев, в том числе связанных с нерассмотрением вопросов создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда у работодателя, обеспечить проведение дополнительного расследования несчастного случая в соответствии со статьей 229.3 Трудового кодекса Российской Федерации.

    4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости И.И.Шкловца.

    УТВЕРЖДЕНЫ

    приказом Федеральной службы

    по труду и занятости

    от 21 марта 2019 года N 77

    Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда

    I. Общие положения

    1. Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда (далее – Рекомендации) разработаны для использования государственными инспекторами труда при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастными случаями.

    2. При разработке настоящих Рекомендаций учтены требования Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2018, N 42, ст.6374) (далее – ТК РФ), Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 N 438н (зарегистрирован в Минюсте России 13.10.2016, регистрационный N 44037) (далее – Типовое положение), а также практика расследований несчастных случаев и проведения внеплановых проверок в связи с несчастными случаями.

    Предметом внеплановой проверки является соблюдение работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований о создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда (далее – СУОТ) в соответствии с абз.4 статьи 212 ТК РФ и Типового положения.

    4. Расследование несчастного случая проводится в соответствии с требованиями статей 227-231 ТК РФ, постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.10.2002 N 73 “Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях” (зарегистрирован в Минюсте России 05.12.2002, регистрационный N 3999) и приложения к нему (далее – Постановление N 73) и в целях установления обстоятельств и причин несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, выработки предложений по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев.

    II. Алгоритм проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда

    5. В соответствии с пунктом 2 Типового положения создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.

    6. Согласно пункту 8 Типового положения, в положение о СУОТ работодателя с учетом специфики деятельности работодателя включаются следующие разделы (подразделы):

    а) политика работодателя в области охраны труда;

    б) цели работодателя в области охраны труда;

    в) обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя);

    г) процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее – процедуры), включая:

    – процедуру подготовки работников по охране труда;

    – процедуру организации и проведения оценки условий труда;

    – процедуру управления профессиональными рисками;

    – процедуру организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников;

    – процедуру информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;

    – процедуру обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников;

    – процедуру обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;

    – процедуру обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;

    – процедуры обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией;

    д) планирование мероприятий по реализации процедур;

    е) контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;

    ж) планирование улучшений функционирования СУОТ;

    з) реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;

    и) управление документами СУОТ.

    7. Учитывая пункты 4, 5 настоящих Рекомендаций проверка организуется на основе последовательного рассмотрения комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, формирующих СУОТ, приведенных в приложении к настоящим Рекомендациям согласно Блок-схемы (далее – Блок-схема):

    а) основные элементы, составляющие СУОТ (Блок А Блок-схемы);

    б) процедуры, связанные со спецификой экономической деятельности работодателя, реализация которых необходима для установления целей и задач в области охраны труда, а также внедрения в организации профилактики и предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости (Блок Б Блок-схемы);

    в) процедуры, которые должны реализовываться работодателем для обеспечения соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также безопасности и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (Блок В Блок-схемы).

    8. Проведение внеплановой проверки у работодателя целесообразно разделить на 2 части:

    1-я часть – проверка документов СОУТ;

    2-я часть – проверка рабочих мест.

    В рамках проверки документов СОУТ целесообразно изучить запрошенные локальные нормативные акты работодателя и иные документы (журналы, акты, реестры и тому подобное), подтверждающие соответствие созданной у него СУОТ требованиям Типового положения и других нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

    В рамках проверки рабочих мест оценивается соответствие данных рабочих мест, оборудования, транспортных средств, территорий, зданий, сооружений, производственных и технологических процессов государственным нормативным требованиям охраны труда, а также практическая реализация процедур СУОТ.

    Описание основных элементов Алгоритма проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда

    9. Проверка основных элементов СУОТ (Блок А Блок-схемы).

    9.1. Положение о системе управления охраной труда.

    Локальные нормативные акты, подлежащие проверке:

    а) приказ работодателя об утверждении Положения о системе управления охраной труда;

    б) положение о системе управления охраной труда.

    В соответствии с пунктом 7 Типового положения основой организации и функционирования СУОТ является положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Положение о СУОТ утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии).

    Это означает, что у каждого работодателя должен быть документ, который называется “Положение о системе управления охраной труда”, а также приказ о его утверждении.

    9.2. Политика и цели в области охраны труда (пункты 1 и 2 Блок-схемы).

    Локальные нормативные акты, подлежащие проверке:

    – документы и записи, подтверждающие проведение работодателем анализа состояния охраны труда;

    – политика в области охраны труда, содержащая цели в области охраны труда.

    При определении Политики работодатель обеспечивает совместно с работниками и (или) уполномоченными ими представительными органами предварительный анализ состояния охраны труда у работодателя и обсуждение Политики (пункт 12 Типового положения).

    Если у работодателя действует комитет (комиссия) по охране труда, проведение такого анализа может быть оформлено протоколом заседания, на котором рассматривались необходимые для анализа материалы. К таким материалам относятся (но не ограничиваются ими):

    – результаты специальной оценки условий труда;

    – статистика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

    – материалы расследования несчастных случаев (в особенности анализ их причин);

    – предписания органов государственного надзора (контроля);

    – акты проводимого в организации контроля и тому подобное.

    Анализ, проведенный комитетом (комиссией) по охране труда, позволяет выполнить оба требования Типового положения – провести анализ и привлечь к нему представителей трудового коллектива.

    Если обязанность по проведению анализа возлагается на службу или специалиста по охране труда, результаты анализа могут быть оформлены в виде служебной записки с перечнем рассмотренных документов и выводами, к которым пришли специалисты по охране труда. В записку в обязательном порядке должна быть включена информация о том, в какой именно форме к обсуждению и анализу привлекались работники. Это может быть сделано в форме опросов, собраний, семинаров и тому подобное.

    Основным результатом проведенного анализа должно стать выявление проблем в области охраны труда у конкретного работодателя с учетом особенностей вида его экономической деятельности (т.е. определение основных опасностей их оценка и упорядочивание исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска), а также определение основных направлений решения выявленных проблем (т.е. меры по снижению уровня рисков, связанных с основными выявленными опасностями).

    В соответствии с пунктом 9 Типового положения Политика является публичной документированной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.

    В соответствии с пунктом 11 Типового положения, Политика должна включать:

    – положения о соответствии условий труда на рабочих местах работодателя требованиям охраны труда;

    – обязательства работодателя по предотвращению травматизма и ухудшения здоровья работников;

    Охрану труда проверят по новым правилам

    Как работодателей уговорят улучшать условия труда

    • переписать законодательные акты, регулирующие механизмы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваемости, а также постепенно внедрять принципы концепции «нулевого» травматизма;
    • усовершенствовать методологии и процедуры медицинских осмотров работников, чтобы на ранних стадиях выявлять признаки воздействия вредных факторов и риски развития хронических неинфекционных заболеваний;
    • с 2020 года проводить конкурс «Лучшие системы управления охраной здоровья работников на производстве»;
    • внедрять программы укрепления здоровья на рабочем месте;
    • организовывать совместно с работодателями Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».

    Новые Методические рекомендации, обязательные для применения

    Как заявлено в Приказе, предметом внеплановой проверки должно стать соблюдение работодателем трудового законодательства, в том числе требований о создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда. Вместе с тем подчеркивается, что инспекторы должны соблюдать нормы:

    • ТК РФ;
    • Типового положения о системе управления охраной труда, утв. Приказом Минтруда РФ от 19.08.2016 № 438н;
    • Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля;
    • Постановления Минтруда от 24.10.2002 № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» и приложения к нему.

    Что должны сделать работодатели: обязательный минимум

    Главный документ, который должен быть в организации, — Положение о системе управления охраной труда. Причем чиновники настаивают, что у документа должно быть именно такое название.

    В документ необходимо включить следующие пункты:

    • политика (это может быть и отдельный документ) и цели в области охраны труда;
    • обеспечение функционирования системы управления охраной труда и распределение обязанностей между должностными лицами;
    • процедуры, направленные на достижение поставленных целей, включая (при необходимости):
    • подготовку работников по охране труда (Постановление Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»);
    • управление профессиональными рисками;
    • организацию и проведение спецоценки условий труда;
    • информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, предоставляемых гарантиях и полагающихся компенсациях (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»);
    • организацию и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников (Приказ Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и(или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и(или) опасными условиями труда»);
    • обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников (разделы ТК РФ и действующие СанПиНы);
    • предоставление средств индивидуальной и коллективной защиты, обеспечение смывающими и обезвреживающими средствами (Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н и Приказ Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н);
    • обеспечение работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием (Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н и Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 46н);
    • обеспечение безопасного выполнения подрядных работ и снабжение безопасной продукцией;
    • контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур. Здесь речь идет о необходимости утвердить план мероприятий по реализации процедур (можно в виде приложения к Положению);
    • планирование улучшений функционирования системы управления охраной труда. Работодателям понадобится план мероприятий по улучшению функционирования СУОТ. Обычно его утверждают по результатам ежегодного отчета службы охраны труда на предприятии, допускается включать их в план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, разработанный по результатам специальной оценки условий труда;
    • реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания. Перечень документов, необходимых работодателям, перечислен в пп. 60-63 Типового положения о системе управления охраной труда. Но не будет нарушения, если компания укажет, что реагирование на несчастные случаи осуществляется в соответствии со статьями 227 — 231 ТК РФ, а также в соответствии с Постановлением Минтруда № 73;
    • управление документами СУОТ. Главное требование в этом случае — работодатель обязан актуализировать внутренние документы, чтобы они соответствовали действующему законодательству. Не подлежат исправлению журналы учета, реестры, акты расследований, записи, пр. документы.

    Разработать положение и приложения к нему работодатель может самостоятельно либо с привлечением сторонних специалистов. Утвердить его следует с учетом мнения профсоюза или иного представительного органа работников (при наличии).

    Чтобы положение вступило в силу, на предприятии издается приказ об его утверждении с перечислением лиц, ответственных за выполнение требований.

    Как инспекторы будут оценивать эффективность системы управления охраной труда на предприятии

    После проверки документации инспекторы перейдут к проверке:

    • рабочих мест;
    • оборудования;
    • транспортных средств;
    • территорий, зданий и сооружений;
    • производственных и технологических процессов.

    Главная цель этой части проверки — изучить, как на практике реализуются процедуры, описанные в документах.

    В Приказе Роструда заявлено, что если в ходе ранее проведенной проверки изучению эффективности функционирования системы управления охраной труда было уделено недостаточное время, инспекторы вправе провести дополнительную проверку. Но все должно быть в рамках законодательства.

    Чтобы работодателям было проще понять, как осуществляют проверки, и подготовиться по всем направлениям, предлагаем блок-схему, разработанную чиновниками.

    Как будут расследовать несчастные случаи: пошаговый алгоритм

    Шаг 1. Изучение ситуации, вследствие которой возник несчастный случай.

    Шаг 2. Выяснение корневых причин для разработки мер профилактики и предупреждения травматизма. Среди корневых причин выделены:

    • отсутствие перечня требований, соответствие которым обеспечивает работодатель (это говорит о том, что в компании плохо работает процесс управления документами);
    • отсутствие локальных актов, устанавливающих реализацию тех или иных процедур, либо нарушение установленных процедур;
    • отсутствие распределения обязанностей и ответственности за соблюдение требований безопасности;
    • отсутствие системы контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур или нарушение установленных форм и методов контроля;
    • отсутствие процедуры информирования.

    Шаг 3. Изучение элементов системы управления охраной труда и выяснение, в каком из них произошел сбой.

    Шаг 4. Анализ процедуры управления профессиональными рисками, в том числе изучение методов выявления опасностей, включение всех опасностей в перечень, принятие мер по снижению рисков.

    Шаг 5. Проверка запланированных работодателем мер управления рисками.

    Шаг 6. Анализ иных выявленных нарушений.

    Шаг 7. Заполнение акта о расследовании несчастного случая.

    Шаг 8. Принятие мер к нарушителям — выдача предписаний, привлечение к ответственности.

    Напомним, по действующим правилам работодателей должны предупреждать о внеплановой проверке за 24 часа до ее начала. Этого времени очень мало, чтобы подготовиться в такой объемной сфере как охрана труда. Поэтому лучше не ждать, а заранее разработать и утвердить необходимую документацию, корректно вести нужные бумаги, быть в курсе всех изменений.

    РАЗБОР ФСБУ 6/2020, 26/2020

    Какие конкретные действия предпринять бухгалтеру, чтобы выполнить переход на новые ФСБУ правильно и своевременно? Какие проводки сделать в бухучете?

    Только 31 января (понедельник) пошаговый разбор перехода на новые стандарты на трехчасовом вебинаре с Сергеем Верещагиным.

    Новая Инструкция о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях – 2020

    Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 15.05.2020 № 51 утверждена Инструкция о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях.

    ИНСТРУКЦИЯ

    о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях

    Настоящая Инструкция определяет порядок осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях (далее – контроль за соблюдением требований по охране труда).

    Для целей настоящей Инструкции используются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь «Об охране труда».

    На основании настоящей Инструкции и в соответствии с системой управления охраной труда (далее – СУОТ) в организации определяется порядок осуществления контроля за соблюдением требований по охране труда.

    Порядок осуществления контроля за соблюдением требований по охране труда может предусматривать систему персонифицированного учета допускаемых работниками нарушений требований по охране труда.

    Основными задачами контроля за соблюдением требований по охране труда являются:

    • обследование состояния условий труда работников;
    • анализ соблюдения требований по охране труда;
    • предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний; выполнение работниками обязанностей в области охраны труда.

    Контроль за соблюдением требований по охране труда осуществляется:

    • руководителем организации или уполномоченным в соответствии с СУОТ его заместителем (далее – руководитель организации или его заместитель);
    • должностными лицами, ответственными за организацию охраны труда и осуществление контроля за соблюдением требований по охране труда, а также при выполнении отдельных видов работ, назначенными из числа работников, в непосредственном подчинении которых находятся другие работники (далее – непосредственные руководители), руководителей структурных подразделений;
    • работниками службы охраны труда (специалистом по охране труда или уполномоченным должностным лицом нанимателя, на которого возложены обязанности специалиста по охране труда).

    В осуществлении контроля за соблюдением требований по охране труда могут принимать участие:

    • члены комиссии по охране труда (при ее создании);
    • представители профессиональных союзов (далее – профсоюзы), в том числе общественные инспекторы по охране труда.

    В случае невозможности исполнения обязанностей специалиста по охране труда работниками организации контроль за соблюдением требований по охране труда может осуществляться с участием юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда, привлекаемого в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и заключенным договором на оказание услуг в области охраны труда.

    Контроль за соблюдением требований по охране труда проводится:

    • ежедневно на рабочих местах работников их непосредственными руководителями (далее – ежедневный контроль);
    • ежемесячно в каждом структурном подразделении организации руководителями этих структурных подразделений (далее – ежемесячный контроль);
    • ежеквартально в организации руководителем организации или его заместителем с участием работников службы охраны труда (специалиста по охране труда или уполномоченного должностного лица нанимателя, на которого возложены обязанности специалиста по охране труда), членов комиссии по охране труда, руководителей структурных подразделений и непосредственных руководителей, иных работников организации (далее – ежеквартальный контроль);
    • по мере необходимости в каждом структурном подразделении организации работниками службы охраны труда (специалистом по охране труда или уполномоченным должностным лицом нанимателя, на которого возложены обязанности специалиста по охране труда).

    Иная периодичность осуществления контроля за соблюдением требований по охране труда, но не реже одного раза в месяц, может быть установлена в соответствии с СУОТ в организациях сферы услуг и микроорганизациях.

    При осуществлении ежедневного контроля устанавливаются:

    • соответствие содержания территории, проходов, проездов, прилегающих к рабочему месту, состоянию, обеспечивающему беспрепятственное и безопасное движение транспортных средств и работников;
    • соответствие оснащения и организации рабочих мест, оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств требованиям по охране труда;
    • наличие (исправность) освещения, отопления, вентиляции;
    • применение работниками безопасных способов хранения и транспортирования материалов, готовой продукции;
    • наличие, использование и правильное применение работниками средств индивидуальной защиты и средств коллективной защиты, их исправное состояние;
    • прохождение работниками обязательных предсменных (перед началом работы, смены) медицинских осмотров либо освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в случаях и порядке, установленных законодательством;
    • поддержание работниками своего рабочего места, оборудования и приспособлений в исправном состоянии, порядке и чистоте;
    • соблюдение иных требований по охране труда.

    При осуществлении ежемесячного контроля помимо соблюдения требований по охране труда, предусмотренных пунктом 9 настоящей Инструкции, устанавливаются:

    • выполнение мероприятий по устранению несоблюдения требований по охране труда, выявленных в ходе ежедневного контроля;
    • выполнение мероприятий по устранению причин несчастного случая на производстве, профессионального заболевания (на основе документов по расследованию таких происшествий);
    • проведение технического обслуживания, ремонта, испытаний, осмотров, технических освидетельствований производственного оборудования в порядке и сроки, установленные соответствующими техническими нормативными правовыми актами, являющимися в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения, эксплуатационными документами организаций-изготовителей;
    • прохождение работниками обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда в случаях и порядке, установленных законодательством;
    • предоставление работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;
    • оснащение санитарно-бытовых помещений необходимыми устройствами и средствами.

    При осуществлении ежеквартального контроля помимо соблюдения требований по охране труда, предусмотренных пунктами 9 и 10 настоящей Инструкции, устанавливаются:

    • выполнение мероприятий по устранению несоблюдения требований по охране труда, выявленных в ходе ежемесячного контроля;
    • своевременность пересмотра инструкций по охране труда;
    • выполнение требований (предписаний) контролирующих (надзорных) органов об устранении нарушений законодательства об охране труда, а также рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных ими в результате мониторинга;
    • выполнение представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда, коллективного договора (соглашения), выданных техническими инспекторами труда профсоюзов при осуществлении общественного контроля в форме проведения проверок за соблюдением законодательства об охране труда;
    • выполнение рекомендаций по устранению выявленных нарушений требований по охране труда, коллективного договора (соглашения), выданных представителями профсоюзов при осуществлении общественного контроля в формах, не связанных с проведением проверок;
    • выполнение предписаний об устранении нарушений требований по охране труда, выданных работниками службы охраны труда (специалистом по охране труда) (далее – предписание);
    • выполнение планов мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
    • обеспечение безопасности при эксплуатации территории, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, оборудования, ведении технологических процессов и применении в производстве материалов, химических веществ;
    • соответствие устройств противоаварийной защиты, блокировки, сигнализации требованиям по охране труда;
    • соответствие установленным нормам санитарно-бытового обеспечения, медицинского обслуживания работников;
    • своевременность прохождения работниками обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров в случаях и порядке, установленных законодательством;
    • обеспечение надлежащего хранения выданных работникам средств индивидуальной защиты и ухода за ними (осуществление химчистки, стирки, ремонта, дегазации, дезактивации, дезинфекции, дезинсекции и обеспыливания);
    • соответствие средств коллективной защиты условиям труда;
    • своевременность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

    В ходе осуществления ежедневного контроля непосредственными руководителями принимаются меры по устранению нарушений требований по охране труда.

    О нарушениях требований по охране труда, создающих угрозу жизни или здоровью работников и окружающих, а также нарушениях, которые не могут быть устранены непосредственными руководителями, они информируют руководителей структурных подразделений и работников службы охраны труда (специалиста по охране труда) для принятия мер по приостановлению эксплуатации оборудования, инструментов, приспособлений, транспортных средств, используемых в организации, выполнения работ (оказания услуг) или руководителя организации (его заместителя) для принятия необходимых мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников.

    Руководители структурных подразделений, работники службы охраны труда (специалист по охране труда) о выявленных нарушениях требований по охране труда информируют руководителя организации или его заместителя для принятия необходимых мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников.

    При выявлении нарушений требований по охране труда, создающих угрозу жизни или здоровью работников и окружающих, эксплуатация оборудования, инструментов, приспособлений, транспортных средств приостанавливается руководителем организации или его заместителем до устранения нарушений.

    Работник службы охраны труда (специалист по охране труда) при выявлении нарушений требований по охране труда имеет право:

    • требовать письменные объяснения от должностных лиц и других работников, допустивших нарушения требований по охране труда;
    • выдавать должностным лицам обязательные для исполнения предписания и вести их учет в письменной форме в порядке, установленном в СУОТ.

    В предписании указываются:

    • дата и номер;
    • наименование структурного подразделения, в котором выявлено нарушение требований по охране труда;
    • фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), должность служащего, которому выдано предписание;
    • выявленные нарушения требований по охране труда;
    • требование о приостановлении эксплуатации оборудования, инструментов, приспособлений, транспортных средств, используемых в организации, выполнения работ (оказания услуг) в случае выявления нарушений требований по охране труда, создающих угрозу жизни или здоровью работников и окружающих.

    Предписание, выданное работником службы охраны труда (специалистом по охране труда), может быть отменено полностью или частично руководителем службы охраны труда либо руководителем организации или его заместителем в письменной форме с указанием обоснованных причин.

    Эксплуатация оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, выполнение работ (оказание услуг), которые были приостановлены в связи с угрозой жизни или здоровью работников и окружающих, могут быть возобновлены после устранения нарушений, изложенных в предписании, с письменного разрешения руководителя организации или его заместителя по согласованию с работником службы охраны труда (специалистом по охране труда) в порядке, установленном в СУОТ.

    Результаты ежедневного и ежемесячного контроля заносятся в журнал контроля за соблюдением требований по охране труда (далее – журнал контроля), в котором должны быть указаны:

    • наименование структурного подразделения;
    • дата проведения ежедневного или ежемесячного контроля;
    • фамилия, инициалы непосредственных руководителей, руководителей структурных подразделений, их подписи;
    • выявленные нарушения требований по охране труда;
    • мероприятия по устранению нарушений требований по охране труда, сроки их выполнения, фамилия, инициалы и должность служащего (профессия рабочего), ответственных за выполнение этих мероприятий, их подписи;
    • информация о выполнении мероприятий по устранению нарушений требований по охране труда.

    При наличии у непосредственных руководителей и руководителей структурных подразделений электронной цифровой подписи допускается ведение журналов контроля, выдача, ведение и учет предписаний в электронном виде путем их оформления в электронном виде с соблюдением норм Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».

    Результаты ежеквартального контроля оформляются актом, в котором указываются дата проведения ежеквартального контроля, фамилии, инициалы, должности служащих, участвующих в проведении ежеквартального контроля, выявленные нарушения требований по охране труда, сроки устранения этих нарушений, фамилии, инициалы и должности служащих, ответственных за устранение нарушений.

    Результаты осуществления контроля за соблюдением требований по охране труда по мере необходимости, но не реже одного раза в шесть месяцев, рассматриваются в организации с участием руководителя организации или его заместителя, руководителей структурных подразделений, непосредственных руководителей, работников службы охраны труда (специалиста по охране труда или уполномоченного должностного лица, на которого возложены обязанности специалиста по охране труда), членов комиссии по охране труда (при ее создании).

    В организациях сферы услуг и микроорганизациях результаты осуществления контроля за соблюдением требований по охране труда рассматриваются по мере необходимости в порядке, установленном в СУОТ.

    По итогам рассмотрения результатов осуществления контроля за соблюдением требований по охране труда могут приниматься решения о совершенствовании организации работы по охране труда, поддержании функционирования СУОТ и иным вопросам охраны труда.

    Решения оформляются протоколом, который подписывается руководителем организации или его заместителем либо председателем комиссии по охране труда (при ее создании).

    По результатам осуществления контроля за соблюдением требований по охране труда работники информируются о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте в порядке, установленном в СУОТ.

    Читайте также:
    Обязанности брокера, его ответственность и должностная инструкция по недвижимости и другим услугам
  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: